Ѕ“–-80

ћатериал из Ёнциклопедии в свободной энциклопедии
ѕерейти к: навигаци€, поиск
изображение
Ѕ“–-80ј из состава ќƒќЌ
Ѕ“–-80
 лассификаци€ ЅронетранспортЄр
Ѕоева€ масса, т 13,6
Ёкипаж, чел. 3
ƒесант, чел. 7
»стори€
ѕроизводитель —оюз —оветских —оциалистических –еспублик–осси€–умыни€ олумби€
√оды производства с 1984 - насто€щее врем€
√оды эксплуатации с 1986 - насто€щее врем€
ќсновные операторы –осси€ “урци€ “уркмени€
”збекистан ¬енгри€ ”краина
–азмеры
ƒлина корпуса, мм 7650
Ўирина корпуса, мм 2900
¬ысота, мм 2350..2460
Ѕаза, мм 4400
 оле€, мм 2410
 лиренс, мм 475
Ѕронирование
“ип брони стальна€ катана€
Ћоб корпуса, мм/град. 10
Ѕорт корпуса, мм/град. 7..9
 орма корпуса, мм/град. 7
Ћоб башни, мм/град. 7
Ѕорт башни, мм/град. 7
 орма башни, мм/град. 7
¬ооружение
”глы ¬Ќ, град. в4..+60
”глы √Ќ, град. 360
ƒальность стрельбы, км 1..2 ( ѕ¬“)
1,5 (ѕ “)
ѕрицелы 1ѕ«-2
ѕулемЄты 1 х 14,5-мм  ѕ¬“
1 х 7,62-мм ѕ “
ѕодвижность
“ип двигател€
ћощность двигател€, л. с. 260
—корость по шоссе, км/ч 80[1]
—корость по пересечЄнной местности, км/ч 20..40 по грунту
9 на плаву
«апас хода по шоссе, км 600
«апас хода по пересечЄнной местности, км 200..500 по грунтовым дорогам
”дельна€ мощность, л. с./т 19,1
 олЄсна€ формула 8×8/4
“ип подвески индивидуальна€ торсионна€ с гидравлическими амортизаторами
ѕреодолеваемый подъЄм, град. 30
ѕреодолеваема€ стенка, м 0,5
ѕреодолеваемый ров, м 2
ѕреодолеваемый брод, м плавает
ƒополнительно
»зображени€ на Ёнциклоскладе? Ѕ“–-80

Ѕ“–-80 в советский бронетранспортЄр. —оздан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортЄра Ѕ“–-70, с учЄтом вы€вленных в јфганской войне недостатков последнего, и предназначалс€ дл€ его замены в мотострелковых войсках. Ѕ“–-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизиру€сь, по состо€нию на 2012 год всЄ ещЄ находитс€ в производстве. ѕоследние модификации Ѕ“–-80, оснащЄнные усиленным вооружением, многими специалистами классифицируютс€ как колЄсные боевые машины пехоты[2][3]. ѕримен€лс€ советскими войсками в јфганской войне, а с 1990-х годов €вл€етс€ основным бронетранспортЄром ¬ооружЄнных —ил –оссии и р€да других бывших советских республик и использовалс€ практически во всех крупных вооружЄнных конфликтах на постсоветском пространстве. јктивно поставл€лс€ и поставл€етс€ на экспорт, в общей сложности, по состо€нию на 2011 год Ѕ“–-80 состоит на вооружении приблизительно 26 государств[3].

»стори€ создани€ и производства[править | править исходный текст]

ќсновным бронетранспортЄром ———– к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году Ѕ“–-70. ќпыт их эксплуатации уже вскоре показал, что, несмотр€ на немалые улучшени€ по сравнению с более ранним Ѕ“–-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. ќдним из них была сравнительно сложна€ и ненадЄжна€ конструкци€ силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихс€ к тому же повышенным расходом топлива и р€дом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем[4][5]. Ќе менее серьЄзной проблемой оставалась неудовлетворительна€ высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшивша€с€ по сравнению с Ѕ“–-60. Ќеудовлетворительной, как показала јфганска€ война, оставалась и защищЄнность машины[6].  о всему этому на Ѕ“–-70 прибавились проблемы с водомЄтным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивалс€ водоросл€ми, торф€ной жижей и тому подобными предметами[7].

ƒл€ исправлени€ этих недостатков, в конструкторском бюро √орьковского автозавода под руководством ». ћухина и ≈. ћурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортЄр √ј«-5903. ѕри сохранении неизменной компоновки Ѕ“–-70, нова€ машина отличалась от неЄ целым р€дом изменений. ¬место спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, дл€ посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса[8]. —ам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хот€ обща€ высота машины возросла лишь на 30 мм[8][9]. ƒальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведени€ огн€ из-под защиты брони, дл€ чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развЄрнутыми в сторону передней полусферы[8]. Ѕронирование бронетранспортЄра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса √ј«-5903 возросла на 18 % по сравнению с Ѕ“–-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хот€ подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличилс€[10]. ѕосле успешных государственных испытаний, √ј«-5903 был в 1986 году прин€т на вооружение —оветской јрмии под обозначением Ѕ“–-80[5].


ќписание конструкции[править | править исходный текст]

Ѕ“–-80 имеет компоновку с расположением отделени€ управлени€ в лобовой, совмещЄнного десантного и боевого в в средней, а моторно-трансмиссионного в в кормовой части машины. Ўтатный экипаж Ѕ“–-80 состоит из трех человек: командира отделени€ (машины), механика-водител€ и наводчика; помимо них, бронетранспортЄр может перевозить 7 мотострелков.

Ѕроневой корпус и башн€[править | править исходный текст]

Ѕ“–-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Ѕроневой корпус транспортЄра собираетс€ при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Ѕольшинство листов вертикального бронировани€ Ѕ“–-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Ѕроневой корпус всех Ѕ“–-80 имеет обтекаемую форму, повышающую его водоходные качества и снабжЄн складным волноотражательным щитком, укладывающимс€ в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повыша€ таким образом его защиту.

¬ лобовой части корпуса размещаетс€ отделение управлени€, в котором, слева и справа соответственно, наход€тс€ механик-водитель и командир бронетранспортЄра. «а ним располагаетс€ отделение десанта, совмещЄнное с боевым. Ўесть десантников в кормовой части десантного отделени€ располагаютс€ в нЄм на двух продольных пластиковых сидень€х в центре, сид€ лицом к борту. ¬ передней части, сразу за местами механика-водител€ и командира, наход€тс€ два одиночных сидени€ дл€ оставшихс€ членов десанта, при этом правое сиденье развЄрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведени€ огн€, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых услови€х станов€щимс€ башенным стрелком, развЄрнуто спиной к борту. ¬озле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеютс€ восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° дл€ стрельбы из личного оружи€. Ўаровые установки развЄрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задн€€ полусфера €вл€етс€ мЄртвой зоной дл€ десантников, небольша€ мЄртва€ зона имеетс€ и спереди слева. “акже, ещЄ два лючка дл€ обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеютс€ в десантных люках в крыше[10][11].

Ќа Ѕ“–-80, как и на предшественниках, имеютс€ два пр€моугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нЄм служат большие двухстворчатые бортовые двери размещЄнные сразу за башней. ¬ерхн€€ крышка бортовой двери откидываетс€ вперЄд по ходу машины, а нижн€€ открываетс€ вниз, станов€сь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из Ѕ“–-80 на ходу[12]. ћеханик-водитель и командир, как и на предыдущих модел€х бронетранспортЄров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. ѕомимо этого, в корпусе Ѕ“–-80 имеетс€ целый р€д люков и лючков, служивших дл€ доступа к агрегатам двигател€, трансмиссии и лебЄдки.

¬ооружение[править | править исходный текст]

14,5-мм пулемЄт  ѕ¬“, грубо приспособленный дл€ стрельбы с помощью самодельных деталей
1,2-крат 4-крат
ѕрицел 1ѕ«-7 на Ѕ“–-80

¬ооружение Ѕ“–-80 составл€ет спаренна€ установка 14,5-мм пулемЄта  ѕ¬“ и 7,62-мм ѕ “. ”становка размещаетс€ на цапфах в лобовой части башни, еЄ наведение в вертикальной плоскости, в пределах в4в+60°, осуществл€етс€ вручную при помощи винтового механизма, горизонтальна€ наводка осуществл€етс€ вращением башни. Ќаводка пулемЄтов на цель осуществл€лась при помощи перископического монокул€рного оптического прицела 1ѕ«-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрени€, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из  ѕ¬“ на дальность до 2000 метров по наземным цел€м и 1000 м по воздушным цел€м, и из ѕ “ в до 1500 метров по наземным цел€м.  ѕ¬“ предназначен дл€ борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включа€ низколет€щие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снар€жЄнных бронебойно-зажигательными пул€ми Ѕ-32, бронебойно-трассирующими Ѕ«“, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, Ѕ—“, зажигательными «ѕ и зажигательными мгновенного действи€ ћƒ«. ѕ “ же предназначен дл€ поражени€ живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.


—редства наблюдени€ и св€зи[править | править исходный текст]

–абочее место мехвода бронетранспортЄра
Ѕ“–-80 в јфганистане

ћеханик-водитель и командир Ѕ“–-80 в дневное врем€ в небоевых услови€х осуществл€ют наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стЄклами люка в верхнем лобовом бронелисте корпуса. ¬ боевых услови€х или при движении ночью, наблюдение за местностью они вели через перископические смотровые приборы различных типов. ћеханик-водитель на машинах ранних выпусков располагал трем€ перископическими смотровыми приборами “Ќѕќ-115 дл€ обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещЄ один “Ќѕќ-115 в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса[13]. ¬ ночных услови€х, центральный из направленных вперЄд приборов замен€лс€ перископическим бинокул€рным пассивным прибором ночного видени€ “¬Ќ≈-4Ѕ, работавшим за счЄт усилени€ естественного освещени€, либо за счЄт подсветки фарой ‘√125 с инфракрасным светофильтром. ѕоле зрени€ прибора по горизонту составл€ло 36°, по вертикали в 33°, а дальность видени€ при нормальных услови€х в 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещЄнности в 5·10в3 лк[14].

ќсновным средством наблюдени€ дл€ командира машины €вл€етс€ комбинированный бинокул€рный перископический электронно-оптический смотровой прибор “ Ќ-3 с дневным и пассивным ночным каналами. “ Ќ-3 имел увеличение в 5× дл€ дневного и 4,2× дл€ ночного канала, при поле зрени€ в 10° и 8°, соответственно. ”становка прибора позвол€ла его поворот в пределах ±50° по горизонтали и качание в пределах в13 в +33° в вертикальной плоскости. — прибором был соединЄн прожектор ќ”-3√ј2ћ со съЄмным инфракрасным светофильтром, служивший дл€ подсветки при недостаточной естественной освещЄнности. ƒальность видени€ ночью дл€ “ Ќ-3 составл€ла 300в400 метров[14]. ѕомимо “ Ќ-3, командир располагает трем€ приборами “Ќѕќ-115 в двум€ дл€ обзора переднего сектора и одним, установленным в правом верхнем скуловом бронелисте.

ƒл€ башенного стрелка, основным средством наблюдени€ за местностью €вл€етс€ прицел оруди€, кроме этого у него имеютс€ перископические смотровые приборы: “Ќѕ-205, расположенный в левом борту башни и “Ќѕ“-1, установленный в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. ƒесант располагал двум€ перископическими смотровыми приборами “Ќѕ-165ј, установленными в крыше корпуса за башней, у посадочных мест десантников-пулемЄтчиков, а также четырьм€ приборами “Ќѕќ-115, установленными в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей[11].

ƒл€ внешней св€зи, на Ѕ“–-80 ранних выпусков устанавливалась радиостанци€ –-123ћ, на машинах более поздних выпусков заменЄнна€ более современными –-163 или –-173. ƒл€ внутренней св€зи, Ѕ“–-80 оснащЄн танковым переговорным устройством –-124 на трЄх абонентов в командира, механика-водител€ и башенного стрелка[15].

ƒвигатель и трансмисси€[править | править исходный текст]

Russia Arms Expo 2013 (531-49).jpg

Ќа Ѕ“–-80 используетс€ двигатель  амј«-740.3 с турбокомпрессором, на каждом развале двигател€. Ѕ“–-80 с двигателм яћ«-238ћ2 имеет индекс Ѕ“–-80ћ.

’одова€ часть[править | править исходный текст]

¬одомЄтный движитель[править | править исходный текст]

ћодификации[править | править исходный текст]

Ўасси Ѕ“–-82ј
  • Ѕ“–-80 в базова€ модификаци€ с вооружением из 14,5-мм пулемЄта  ѕ¬“ и 7,62-мм ѕ “
  • Ѕ“–-80  в командирский вариант Ѕ“–-80, с сохранением вооружени€ и дополнительным св€зным и штабным оборудованием
  • Ѕ“–-80ј в модификаци€ с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2ј72 и 7,62-мм пулемЄта ѕ “, установленных в новой башне лафетной компоновки. ћногими специалистами классифицируетс€ как колЄсна€ боева€ машина пехоты
  • Ѕ“–-80— в вариант Ѕ“–-80ј дл€ внутренних войск, оснащЄнный 14,5-мм пулемЄтом  ѕ¬“ и 7,62-мм ѕ “ в башне лафетной компоновки
  • Ѕ“–-80ћ в вариант Ѕ“–-80ј с двигателем яћ«-238 (240 л.с.) и шинами  »-126 с увеличенной пулестойкостью. ќтличаетс€ от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.[16].
Ѕ“–-80ј из состава ќƒќЌ
  • Ѕ“–-82, Ѕ“–-82ј в модификаци€ с двигателем мощностью 300 л. с., с установленным 14,5-мм пулемЄтом  ѕ¬“ (Ѕ“–-82) или скорострельной 30-мм пушкой 2A72 (Ѕ“–-82ј) спаренными с 7,62-мм пулеметом ѕ “ћ, электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружени€, комбинированным всесуточным прицелом наводчика “ Ќ-4√ј со стабилизированным полем зрени€ и каналом управлени€ дистанционным подрывом снар€да.[17] ѕовышена живучесть, проходимость, надЄжность и ресурс эксплуатации. ”становлены также антиосколочна€ защита и кондиционер.[18]. ѕо словам экспертов, коэффициент боевой эффективности Ѕ“–-82 и Ѕ“–-82ј возрос вдвое по сравнению с Ѕ“–-80 и Ѕ“–-80ј соответственно[19]. ќпытные образцы Ѕ“–-82 и Ѕ“–-82ј были собраны в декабре 2009 года на јрзамасском машиностроительном заводе (јћ«)[20][21]. »спытани€ машин прошли зимой 2010 года, после чего они были прин€ты на вооружение. ¬ 2011 году на Ѕ“–-82ј были перевооружены некоторые части ёжного военного округа[22]. ƒо 2013 года запланирована поставка 100 Ѕ“–-82 в  азахстан[23]. ѕосле удачных испытаний Ѕ“–-82 прин€т на вооружение –ј в 2013 году приказом министра обороны Ўойгу[24]
  • Ѕ“–-82јћ в модернизированный Ѕ“–-80, до уровн€ Ѕ“–-82ј. ћодернизаци€ производитс€ в ходе капитального ремонта на ремонтных предпри€ти€х.[25][26]
  • Ѕ“–-80”ѕ в украинска€ модернизаци€ Ѕ“–-80, разработанна€ дл€ »рака. ”силена защита, установлен новый дизельный двигатель ƒ-80 мощностью 300 л. с., новые шины и новые электрические и пневматические системы, сн€та водометна€ установка. “акже на его базе разработан р€д специальных модификаций:
    • Ѕ“–-80”ѕ- – в  ѕ командира роты
    • Ѕ“–-80”ѕ- Ѕ в  ѕ командира батальона
    • Ѕ“–-80”ѕ-— в командно-штабна€ машина
    • Ѕ“–-80”ѕ-ћ в санитарна€ машина
    • Ѕ“–-80”ѕ-– в разведывательна€ машина
    • Ѕ“–-80”ѕ-Ѕ–≈ћ в бронированна€ ремонтно-эвакуационна€ машина
    • Ѕ“–-80”ѕ-“ в транспортна€ машина
  • Ѕ“–-80- Ѕј-2 - украинска€ модернизаци€ Ѕ“–-80, c 30-мм пушкой  Ѕј-2 вместо 14,5-мм пулемЄта
  • ASGLA («ASRAD в IGLA») в зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действи€, разработанный европейской компанией MBDA при участии украинской фирмы «јрсенал». ѕредставл€ет собой вариант немецкого зенитно-ракетного комплекса ASRAD (использующий дл€ стрельбы ракеты «»гла») на базе Ѕ“–-80, ранее состо€вших на вооружении армии √ƒ–[27].

¬ ¬енгрии предпри€тием CURRUS на базе Ѕ“–-80 было разработанно целое семейство специальных машин с установкой различного дополнительного оборудовани€, с учетом требований Ќј“ќ:

  • BTR-80 SKJ в медицинска€ машина
  • BTR-80 VSF в машина радио- био- химической разведки
  • BTR-80 MVJ в ремонтно-эвакуационна€ машина
  • BTR-80 MPAEJ в машина техобслуживани€ и ремонта
  • BTR-80 MPFJ в инженерна€ машина

ћашины на базе Ѕ“–-80[править | править исходный текст]

–адиостанци€ –-166-0,5 на шасси  1Ў1.
R-166-0,5 radiostation - 27th Independent Sevastopol Guards Motor Rifle Brigade (7).jpg
  • ”ЌЎ ( 1Ў1) в унифицированное шасси дл€ создани€ специальных колесных машин, предназначенных дл€ монтажа аппаратуры св€зи, средств разведки, медицинской помощи и других возможных средств специального назначени€. ¬нешне отличаетс€ увеличенной высотой средней части корпуса и дополнительно смонтированными люками. »зготавливаетс€ в двух вариантах: ”ЌЎ-10 в с колпаком и ”ЌЎ-12 в без колпака.
  • 1¬152 в унифицированный командно-наблюдательный пункт  —ј”ќ 1¬126 « апустник-Ѕ»
  • 2—23 «Ќона-—¬ » в 120-мм самоходное артиллерийское орудие
  • Ѕћћ-80 в бронированна€ машина дл€ эвакуации раненых
  • Ѕ–¬ћ-  в бронированна€ ремонтно-восстановительна€ машина
  • Ѕ–ƒћ-3 в бронированна€ разведывательно-дозорна€ машина
  • Ѕ–Ёћ-  в бронированна€ ремонтно-эвакуационна€ машина
  • Ѕ–Ёћ-2000  в украинска€ бронированна€ ремонтно-эвакуационна€ машина, производства  иевского ремонто-механического завода
  • √ј«-59037 в гражданский внедорожник
  • Ѕѕƒћ «“айфун» в боева€ противодиверсионна€ машина, создана в 1990-е годы на базе Ѕ“–-80
  • Ѕѕƒћ «“айфун-ћ» в боева€ противодиверсионна€ машина, создана в 2007в2012 годах на базе Ѕ“–-82
  • √ј«-59402 «ѕурга» в бронированна€ пожарна€ машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколЄсном ходу
  • 9—482ћ6 в российский подвижный пункт управлени€ подразделений ѕ¬ќ
  • –’ћ-4 в бронированна€ машина дл€ химической и радиационной разведки
  • –’ћ-6 в бронированна€ машина дл€ химической и радиационной разведки
  • –ѕћ-2 в бронированна€ машина дл€ разведывательно-поисковой де€тельности
  • –-149Ѕћ– « ушетка-Ѕ» в командно-штабна€ машина
  • «—-88 в звуковещательна€ станци€

ќператоры[править | править исходный текст]

Ѕ“–-80 преодолевает водные преп€тстви€
Ўри-ланкийский Ѕ“–-80 на параде
Ўри-ланкийский Ѕ“–-80ј на параде

√алере€[править | править исходный текст]

Ѕ“–-80ј на ћ¬—¬-2008:

BTR-80A IDELF-2008 (1).jpg
BTR-80A IDELF-2008 (2).jpg
BTR-80A IDELF-2008 (3).jpg
BTR-80A IDELF-2008 (4).jpg
BTR-80A IDELF-2008 (5).jpg
BTR-80A IDELF-2008 (7).jpg
BTR-80A IDELF-2008 (8).jpg
BTR-80A IDELF-2008 (9).jpg

Ѕ“–-82ј:

BTR-82A.jpg
BTR-82A (1).jpg
BTR-82A (2).jpg
BTR-82A (3).jpg
BTR-82A (4).jpg
BTR-82A (5).jpg

–азведывательно-поискова€ машина –ѕћ-2 на базе Ѕ“–-80, на учени€х частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты на Ўиханском полигоне. ѕредназначена дл€ поиска, обнаружени€ и определени€ места локальных и радиоактивных и химически опасных аномалий с передачей данных о результатах разведки на пункты управлени€.

RPM-2.jpg
RPM-2 (1).jpg
RPM-2 (2).jpg
RPM-2 (3).jpg
RPM-2 (4).jpg
Ќаземный комплекс радиационной
разведки Ќ –

—лужба и боевое применение[править | править исходный текст]

—ожжЄный Ѕ“– на ћайдане
  1. јфганска€ война (1979в1989)[75]
  2. ¬ооружЄнный конфликт в ѕриднестровье в 1 Ѕ“–-80 молдавской армии был захвачен в качестве трофе€ ѕриднестровскими вооружЄнными силами 2 марта 1992 года в бо€х[76].
  3. –осси€, „ечн€ в „еченские войны (1994в1996, 1999в2002)
  4. ¬ойна в ёжной ќсетии
  5. ≈вромайдан в в ходе вооружЄнного противосто€ни€ в  иеве 18 феврал€ 2014 года два Ѕ“–-80 спецназа «Ѕеркут» были использованы дл€ тарана баррикад на ћайдане Ќезалежности, при этом один из них подожжЄн протестующими при помощи "коктейлей ћолотова"[77].

—м. также[править | править исходный текст]


ѕримечани€[править | править исходный текст]

  1. вС Ѕ“–-80. “ехническое описание и инструкци€ по эксплуатации. „асть 1, стр. 12
  2. вС ћ. Ѕар€тинский ќтечественные колЄсные бронетранспортЄры Ѕ“–-60, Ѕ“–-70, Ѕ“–-80. в ћосква: ћоделист-конструктор, 2007. в —. 59. в 64 с. в (Ѕронеколлекци€, спецвыпуск вДЦ 11). в 1500 экз.
  3. вС The Military Balance 2007 / C. Langton. в London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. в 450 p. в ISBN 1-85743-437-4
  4. вС ћ. Ѕар€тинский ќтечественные колЄсные бронетранспортЄры Ѕ“–-60, Ѕ“–-70, Ѕ“–-80. в ћосква: ћоделист-конструктор, 2007. в —. 42. в 64 с. в (Ѕронеколлекци€, спецвыпуск вДЦ 11). в 1500 экз.
  5. вС 1 2 —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 2. в —. 3. в 57 с. в (¬оенные машины вДЦ 15).
  6. вС —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 2. в —. 47. в 57 с. в (¬оенные машины вДЦ 15).
  7. вС ћ. Ѕар€тинский ќтечественные колЄсные бронетранспортЄры Ѕ“–-60, Ѕ“–-70, Ѕ“–-80. в ћосква: ћоделист-конструктор, 2007. в —. 44. в 64 с. в (Ѕронеколлекци€, спецвыпуск вДЦ 11). в 1500 экз.
  8. вС 1 2 3 ћ. Ѕар€тинский ќтечественные колЄсные бронетранспортЄры Ѕ“–-60, Ѕ“–-70, Ѕ“–-80. в ћосква: ћоделист-конструктор, 2007. в —. 46. в 64 с. в (Ѕронеколлекци€, спецвыпуск вДЦ 11). в 1500 экз.
  9. вС —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 2. в —. 4. в 57 с. в (¬оенные машины вДЦ 15).
  10. вС 1 2 ћ. Ѕар€тинский ќтечественные колЄсные бронетранспортЄры Ѕ“–-60, Ѕ“–-70, Ѕ“–-80. в ћосква: ћоделист-конструктор, 2007. в —. 49. в 64 с. в (Ѕронеколлекци€, спецвыпуск вДЦ 11). в 1500 экз.
  11. вС 1 2 —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 2. в —. 9. в 57 с. в (¬оенные машины вДЦ 15).
  12. вС —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 2. в —. 10. в 57 с. в (¬оенные машины вДЦ 15).
  13. вС —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 2. в —. 18. в 57 с. в (¬оенные машины вДЦ 15).
  14. вС 1 2 Ѕ“–-80. “ехническое описание и инструкци€ по эксплуатации. в 3 издание. в ¬оениздат, 1989. в —. 17. в 634 с.
  15. вС —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 2. в —. 17. в 57 с. в (¬оенные машины вДЦ 15).
  16. вС ћорска€ пехота “ќ‘ получит более 40 новых Ѕ“–ов и «”ралов» в Ќовости ¬ладивостока на VL.ru
  17. вС 04.05.10 Ѕ“–-80 vs Ѕ“–-82/Ѕ“–-82ј. ¬нешне похожи, но разные возможности в ¬оенный паритет
  18. вС Ѕ“– из јрзамаса поступ€т на вооружение летом 2010 года. Lenta.ru
  19. вС ¬ јрзамасе начались испытани€ суперсовременных Ѕ“–-82 и Ѕ“–-82ј
  20. вС ¬ јрзамасе начались испытани€ суперсовременных Ѕ“–-82 и Ѕ“–-82ј в »ль€ ѕоносов, Ќиколай Ќестеренко в –оссийска€ газета
  21. вС Ѕ“–-82 и Ѕ“–-82ј проход€т испытани€ в ќ–”∆»≈ –ќ——»», »нформационное агентство. ѕроверено 3 марта 2013. јрхивировано из первоисточника 10 марта 2013.
  22. вС »“ј–-“ј—— : ¬ войска —еверо- авказском региона –оссии поступила новейша€ бронетехника. ѕроверено 3 марта 2013. јрхивировано из первоисточника 10 марта 2013.
  23. вС »“ј–-“ј—— : –осси€ до 2013 года поставит  азахстану 100 бронетранспортеров Ѕ“–-82. ѕроверено 3 марта 2013. јрхивировано из первоисточника 10 марта 2013.
  24. вС Ѕронетранспортер Ѕ“–-82ј прин€т на вооружение | ≈женедельник «¬оенно-промышленный курьер». ѕроверено 13 марта 2013. јрхивировано из первоисточника 16 марта 2013.
  25. вС http://www.rosoboronpostavka.ru/documents/pg_mo_2013_1.pdf
  26. вС ќќќ "¬ѕ ": производство продукции военного назначени€. ќтветы
  27. вС ј.  анов, ѕ. јлексеев. ћобильные зенитные ракетные комплексы ѕ¬ќ-ѕ–ќ ближнего действи€ зарубежных стран // ««арубежное военное обозрение», вДЦ 5 (782), 2012. стр.46-50
  28. вС —егодн€.ру в ѕочему √рузи€ проиграет будущую войну
  29. вС 1 2 The Military Balance 2013. в P. 217.
  30. вС The Military Balance 2013. в P. 218.
  31. вС The Military Balance 2013. в P. 370.
  32. вС The Military Balance 2013. в P. 493.
  33. вС The Military Balance 2013. в P. 215.
  34. вС The Military Balance 2010. в P. 356.
  35. вС The Military Balance 2013. в P. 283.
  36. вС The Military Balance 2013. в P. 219.
  37. вС The Military Balance 2013. в P. 498.
  38. вС 1 2 3 4 5 Stockholm Internation Peace Research Institute в Arms Transfers Database
  39. вС 1 2 The Military Balance 2013. в P. 144.
  40. вС The Military Balance 2013. в P. 472.
  41. вС The Military Balance 2013. в P. 220.
  42. вС The Military Balance 2013. в P. 506.
  43. вС The Military Balance 2013. в P. 304.
  44. вС The Military Balance 2013. в P. 382.
  45. вС The Military Balance 2013. в P. 221.
  46. вС The Military Balance 2013. в P. 223.
  47. вС The Military Balance 2013. в P. 310.
  48. вС The Military Balance 2013. в P. 447.
  49. вС The Military Balance 2013. в P. 503.
  50. вС The Military Balance 2013. в P. 313.
  51. вС The Military Balance 2013. в P. 155.
  52. вС The Military Balance 2013. в P. 224.
  53. вС The Military Balance 2013. в P. 320.
  54. вС The Military Balance 2013. в P. 325.
  55. вС 1 2 The Military Balance 2013. в P. 226.
  56. вС The Military Balance 2013. в P. 230.
  57. вС The Military Balance 2013. в P. 235.
  58. вС The Military Balance 2013. в P. 168.
  59. вС Ќа вооружении сирийской армии по€вились новые Ѕ“–-80. ¬естник ћордовии.
  60. вС ћ»ƒ –‘: —ири€ после вынужденного перерыва возобновила вывоз химоружи€
  61. вС Ёкспортные поставки вооружени€ ”краиной в 2011 году (укр.). ƒержавна служба експортного контролю ”країни. ѕроверено 21 июл€ 2012. јрхивировано из первоисточника 6 августа 2012.
  62. вС The Military Balance 2013. в P. 533.
  63. вС The Military Balance 2013. в P. 237.
  64. вС The Military Balance 2013. в P. 238.
  65. вС The Military Balance 2013. в P. 185.
  66. вС The Military Balance 2013. в P. 242.
  67. вС The Military Balance 2013. в P. 239.
  68. вС The Military Balance 2013. в P. 240.
  69. вС ћіцна брон€ в надійних руках
  70. вС ¬ійськові «евакуатори» визвол€ли автомобілі зі снігової пастки
  71. вС The Military Balance 2013. в P. 501.
  72. вС The Military Balance 2013. в P. 334.
  73. вС The Military Balance 2013. в P. 128.
  74. вС 1 2 ќсетинское радио и телевидение в ¬ооруженные силы ёжной ќсетии
  75. вС Ѕ–ќЌ≈“јЌ ќ¬јя “≈’Ќ» ј ¬ ј‘√јЌ»—“јЌ≈ (1979в1989)
  76. вС ¬италий ћоисеев. “анки в ѕриднестровье (рус.). ѕроверено 16 ма€ 2012. јрхивировано из первоисточника 31 ма€ 2012.
  77. вС Ёкипажу сожженного Ѕ“– на ћайдане лишь чудом удалось спастись
  78. вС BTR-3E1 Armored Personnel Carrier
  79. вС Ѕ“–-4 с боевым модулем «ѕарус» на выставке  адекс-2012
  80. вС ќќќ «¬оенно-промышленна€ компани€»: ѕремьера новых бронетранспортеров
  81. вС Ѕ“–-82. јрзамас не подведет
  82. вС Armoured Personnel Carrier
  83. вС VBCI
  84. вС Patria AMV
  85. вС LAV III
  86. вС PANDUR II 8x8
  87. вС Stryker Armoured Combat Vehicle Family, United States of America
  88. вС VBM Freccia
  89. вС Lazar 2 8x8 MRAV
  90. вС —ербский бронетранспортер Lazar 2
  91. вС PARS® 8x8
  92. вС TERREX 8x8 Armoured Personnel Carrier
  93. вС Type 96
  94. вС Type 07
  95. вС CM-32 Yunpao

Ћитература[править | править исходный текст]

  • ћ. Ѕар€тинский ќтечественные колЄсные бронетранспортЄры Ѕ“–-60, Ѕ“–-70, Ѕ“–-80. в ћосква: ћоделист-конструктор, 2007. в 64 с. в (Ѕронеколлекци€, спецвыпуск вДЦ 11). в 1500 экз.
  • —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 1. в 52 с. в (¬оенные машины вДЦ 14).
  • —. Ўумилин —оветские бронетранспортЄры Ѕ“–-60/70/80/90. в  иров:  ировское общество Ћюбителей военной техники и моделизма, 2000. в “. 2. в 57 с. в (¬оенные машины вДЦ 15).
  • Ѕ“–-80. “ехническое описание и инструкци€ по эксплуатации. в 3 издание. в ¬оениздат, 1989. в 634 с.
  • T. J. O'Malley Fighting Vehicles: Armoured Personnel Carriers and Infantry Fighting Vehicles. в Ћондон: Greenhill Books, 1996. в 144 с. в (Greenhill Military Manuals). в ISBN 1-85367-211-4
  • The Military Balance 2007 / C. Langton. в London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. в 450 p. в ISBN 1-85743-437-4
  • ћ.Ќикольский, ¬.»льин. Ѕ“–-80 в «“ехника и вооружение», 1999, вДЦ 11-12

—сылки[править | править исходный текст]