Белорусский танец

Материал из Энциклопедии в свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Белорусские народные танцы»)
Перейти к: навигация, поиск
Почтовая марка. Белорусский народный танец «Лявониха».

Белорусские народные танцы в белорусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца.

История[править | править исходный текст]

«Крыжачок». Марка Белоруссии, 2013.

Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (XIVвXVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры[1]. В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа[1].

На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни[2]. В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Белоруссии, но и за ее пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого в талантливого самородка, создавшего в 1907 г. белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссер, актер и танцор[2]. В концертах исполнялись народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под аккомпанемент традиционной «траiстай» музыки в скрипки, цимбал и дуды[2]. В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы[2].

Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы в «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-Янка», «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Бульба», «Ручнiкi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», «Мяцелiца», «Мiкiта», «Дударыкi», «Бычок», «Казыры»[3].

Особенность белорусского танца динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения[3]. В настоящее время белорусский народный танец представлен профессиональными танцевальными коллективами, самые известные из которых в Государственный ансамбль танца Беларуси, ансамбль «Хорошки», «Лявониха».

Традиционные народные танцы[править | править исходный текст]

Почтовая марка. Белорусские народные костюмы.

«Лявонiха», из традиционных народных танцев в самый популярный и любимый в Белоруссии. В нем ярко выражены душа белорусского народа, его национальные черты. «Лявонiха» танец парно-массовый. Его музыкальное сопровождение в мелодия одноименной песни. Танец жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым количеством пар; композиционно строится на свободных, стремительных, но не сложных движениях[4].

«Крыжачок» принадлежит к наиболее популярным белорусским народным танцам. О происхождении его названия существует толкование, усматривающее его связь с народным названием дикого селезня в «крыжак», сам же танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц (См.: Беларуская Савецкая Энцыклапедыя, т. 6, Мiнск, 1972, с. 135.) [5]. «Крыжачок» в танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе [5].

Белорусским народным танцам свойственны свои характерные особенности[3]. Каждый танец имеет свою группу элементов движения, свое музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок; «народный танец не только утверждает различные типы движений. Он придает им весьма разнообразный пластический облик» (Карп П. О балете. в М., 1967, с.103.) [3].

Особенностью многих белорусских народных танцев является также их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, о своем труде, отношении к природе [6].

Примечания[править | править исходный текст]

См. также[править | править исходный текст]

Литература[править | править исходный текст]

  • Алексютович Л.К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. / Под ред. М. Я. Гринблат. в Мн.: Вышэйшая школа, 1978. в 528 с. в 5000 экз.
  • Беларуская Савецкая Энцыклапедыя // Рэдакцыйная калегія. в Мн.: БелЭН., 1975. в т. 1-12.