Гандзасар

Материал из Энциклопедии в свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Монастырь
Гандзасар
арм. Գանձասար
Монастырь Гандзасар
Монастырь Гандзасар
Страна Нагорно-Карабахская Республика[1]/Азербайджан[1]
Район Мартакертский[2]/Кельбаджарский
Конфессия Армянская апостольская церковь
Епархия Арцахская епархия 
Основатель Гасан-Джалал Дола
Первое упоминание X век
Дата основания 1216в1238, гавит в 1261
Основные даты:
1551, 1781, 1907, 1999 в годы реконструкции (реставрации) монастыря
Здания:
Собор, Семинария Гандзасара, кельи, гавит, приемная Католикосата Агванка, трапезная
Известные насельники Есаи Гасан-Джалалян
Настоятель Паргев (Мартиросян), Архиепископ Арцахский
Состояние хорошее
Сайт Официальный сайт

Координаты: 40°03вІ24ві с. ш. 46°31вІ52ві в. д.п»ї / п»ї40.0568389° с. ш. 46.5312333° в. д.п»ї / 40.0568389; 46.5312333 (G) (O) (Я)

Гандзаса́р (арм. Գանձասար, досл. «гора сокровища», Гандзасарский монастырь, Монастырь Гандзасар) вармянский монастырь, выдающийся памятник армянской культуры[3][4][5][6][7], действующий[8] монастырь Армянской апостольской церкви.

Расположен на левом берегу реки Хачен, близ деревни Ванк в Нагорном Карабахе. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей монастырь, расположен в Мартакертском районе НКР,

История[править | править исходный текст]

По армянскому народному преданию, монастырь получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар, из-за серебряных рудников в ней (по армянски гандз в сокровище, сар в гора)[9].

Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан-Джалал Дола «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению»[10] на месте старого храма, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1240 года. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя).

Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1238 год, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.

Надпись Гасан-Джалала на древнеармянском языке
Именем Святой Троицы в Отца, и Сына, и Святого Духа в я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили её милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году).

в [11]

Притвор (Гавит) построен в 1266 году.

Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви[12]. Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах. В одном из них, относящегося к 1487 году сказано:

в с давних времен и согласно хартии Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали, как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета в чтобы армяне Гандзасара в Агванке признали его своим предводителем и главой в[13].

Гадзсарасский католикосат сохранил свой статус до 1815 года, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857 года) разделён на две епархии: Карабахскую и Шемахинскую.

Из Гандзасара в 1701 году Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян. В одном из своих писем Есаи Гасан-Джалалян писал:

Мы по Иисусе смиренный раб Исайя, от четырёх един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеющий власть над християны народа армянскогов[14]

Gandzasar, gavit W.jpg
Gandzasar Monastery.jpg
Gandzasar001.jpg
Вход в Гавит Общий вид Гавит, 1261 год.

Хачен в XIII веке[править | править исходный текст]

В XIIвXIII веках в Арцахе возвысилось армянское феодальное княжество Хачен с исконно армянским населением[15][16]. Центр АрцахвХаченского княжества занимал бассейн рек Хаченагет, Каркар и Трту. В 1214 году сюзеренным князем Хачена становится Гасан-Джалал Дола (1215в1261) в потомок армянских[17][9] князей поздних Араншахов[9], один из потомков Сахл Смбатяна (Сахл ибн Сунбат ал-Армани[18]).

Персидский хроник той же эпохи отмечает:

Скульптура Гасан-Джалал Дола на церкви Гандзасар

"Хачен страна труднодоступная, среди гор и лесов. Это одна из областей Аррана, где проживают армяне. Люди Абхаза называют их падишаха «тагавер»[19]

Гасан Джалал был сюзеренным князем Хачена и Арцаха (отчасти) и находился в вассальной зависимости от Грузинского царства и армянского княжества Закарянов. В армянских синхронных источниках, а также в эпиграфических надписях, Гасан Джалал наделен высокими титулами в «великий князь Хачена и местностей Арцаха», «самодержный князь князей, владыка Хачена» и т. д.. В титулатуре князей Хачена иногда встречается термин «Албания-Агванк», однако пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов[20]. Сам Гасан Джалал титуловался царем, самодержцем.

Самый пышный титул имеется в надписи 1240 года в Гандзасарском монастыре: «Я, смиренный раб Божий Гасан Джалал сын Вахтанга, внук великого Гасана, законный самодержавный царь высокой и великой страны Арцахской, имеющей обширные пределы». Отец Гасан Джалала Вахтанг II Тангик происходил из князей Араншахов, мать в Хоришах была сестрой знаменитых Иване и Закаре Закарянов. Жена Гасан Джалала Мамкан была из рода сюникского царя Сенекерима. Родственные связи Гасан Джалала с влиятельными домами той эпохи, несомненно характеризуют высокое положение Хачено-Арцахского владетеля.

Архитектура[править | править исходный текст]

Центральный собор св. Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с X века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах. В монастырях Гандзасар и Гтичаванк шатер на куполе имеет зонтичную форму, которая первоначально применялась архитекторами города Ани в X веке, и впоследствии широко использовалась во многих других областях Армении[21].

Храм украшен барельефами, изображающими Распятие, Адама и Еву и множество других каменных фигур, включая скульптуры князей Хачена, держащих над головой модели собора. Примечательным в архитектуре собора является купол, увенчанный зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой, о которой известный археолог А. Л. Якобсон писал, что

она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает её, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чём заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь[22].

Профессор Шарль Диль (1859в1944) из Парижского университета, известный французский историк искусства, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества[23].

Мемориальные памятники[править | править исходный текст]

В монастыре был похоронен Гасан Джалал Вахтангян, а также князи Хаченского княжества и епископы их рода. Могила Гасана Джалала расположена в гавите, перед входом в главный зал собора Св. Иоанна Крестителя[24].

Декорации на стенах Гандзасара
Надгробная плита Джалала III-го в Гандзасаре

Плита надгробья сделана из белого мрамора и украшена тремя резными сферическими фигурами, среди них: Звезда Давида, в центре которой находится изображение Колеса Вечности в древнего индоарийского знака, который широко применяли армяне в средневековье, например в Ани[24]. Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз). Данный редкий символ в объединяющий Звезду Давида и Колесо Вечности, также встречается на строениях Монастыря Цахац-Кар в Вайоц-Дзоре, то есть на тех территориях где правили родственные Асан Джалалу династии Орбелян и Прошян[24]. Вторая сфера в звезда с щестнадцатью лучами в что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности (индийский символ Ашока Чакра) и македонским символом Виргинской Звезды. До сих пор не известно, что эта сфера означает. Третья резная фигура олицетворяет в Армении «Солнце» (арм. արև) в выпуклая сфера с орнаментами, которую очень часто изображают в нижней части хачкаров. Солнце является древним символом армянской дохристианской веры, который сохранился в Армянской церкви чудом[24].

На надгробной плите написано: «ԱՅՍ է ՀԱՆԳԻՍՏ ՄԵԾԻՆ ՋԱԼԱԼԻՆ: ԱՂԱԻԹՍ ՅԻՇԵՑԵՔ։ ԹՎ ՊՁ». В переводе с армянского это означает: «Здесь покоится Великий Джалал; вспоминайте его в своих молитвах; 1431 год»[24].

Рядом с надгробием Гасана Джалала расположены могилы верховных предводителей Святого Престола Гандзасара. На левой стороне находится могила Католикоса Еремии Асан-Джалаляна (годы правления в 1676в1700) и Католикоса Есаи Асан-Джалаляна (годы правления в 1702в1728). Последний известен как историк и лидер армянского национально-освободительного движения в 1720-е годы. На правой стороне находятся два других надгробия: Католикоса Ованнеса Гандзасареци (годы правления в 1763в1768) и Саргиса Гандзасареци (годы правления в 1810в1828)впоследнего иерарха Святого Престола Гандзасара с титулом Католикоса[24].

Около них располагается могила Митрополита Багдасара Асан-Джалаляна (годы жизни в 1775в1854) в одного из главных создателей Арцахской Епархии Армянской Апостольской Церкви в XIХ-ом веке. Все надписи на данных надгробиях начинаются и заканчиваются одинаковыми словами: «Под этим надгробием покоится в принадлежащий к роду Гасана-Джалала Долы». В гавите также находятся более ранние могилы Католикоса Давита, Католикоса Григора и Католикоса Ованнеса[24].

Во внутреннем дворе Собора находятся различные мемориальные памятники, в том числе и многочисленные хачкары. Возле северной стены расположена могила Хатун, которая, видимо, была дочерью Асан Джалала и погибла ещё в младенчестве. На нижней части этого хачкара выгравирована надпись: «Я, Асан, сын Вахтанга, установил этот Крест в память о моей дочери Хатун, от своего имени и от имени её матери-княгини в дочери Царя Бахка». Мать Хатун и жена Асан Джалала, Мамкан, была дочерью последнего правителя Сюникского царства, юго-западнее Хачена[24].

Монастырь в наши дни[править | править исходный текст]

Внешняя стена Гандзасара. 2005 год. Надпись на армянском на табличке в «Церковь была обстреляна 29 октября 1992 года. Невзорвавшийся снаряд. Руками не трогать»

В результате преднамереной бомбардировки азербайджанской дальнобойной артиллерии и военной авиации монастырь в ходе Карабахского военного конфликта в 1991в1994 сильно пострадал. 20 января 1993 года монастырь был подвергнут ракетным ударам с воздуха, в результате чего серьёзно повреждён главный храм комплекса и разрушено монашеское здание[25]. В настоящее время монастырь в целом восстановлен, ведется строительство учебного комплекса семинарии.

16 октября 2008 года в Нагорном Карабахе прошла «большая свадьба»: из 687 пар, 550 обвенчались в соборе Казанчецоц, a остальные 137 в в монастыре Гандзасар.[26]

11 июля 2010 года исполнилось 770 лет со дня создания монастыря. Руководство и духовенство НКР подготовило к этом случаю большой паллетный праздник. Паргев Мартиросян в руководитель Арцахской Епархии ААЦ отслужил литургию в соборе Св. Иоанна Крестителя, в Степанакерте была проведена выставка работ, посвященная Гандзасару, в монастыре и столице НКР Степанакерте выступали культурные коллективы, было приглашено много высоких гостей как из Армении и зарубежных стран.

Согласно принятой в Азербайджане тенденции албанизации армянских памятников Гандзасар (азерб. Gəncəsər məbədi[27]) называется «албанским» монастырем[7].

Жизнь в монастыре[править | править исходный текст]

На сегодняшний день монастырь действующий. Кроме собора на территории Гандзасара находятся несколько монашеских келий, библиотека, трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году, а также хозяйственные постройки, церковная лавка со свечами и сувенирами. В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке.

В Гандзасаре по старинной традиции производится трехзвездочный коньяк «Гандзасар».

Примечания[править | править исходный текст]

  1. в‘ 1 2 Согласно конституции Азербайджанской Республики, территория, контролируемая непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, является частью территории Азербайджанской Республики. Де-факто Нагорно-Карабахская Республика является непризнанным государством, бо́льшая часть которого Азербайджаном не контролируется.
  2. в‘ Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики
  3. в‘ Исследования по истории культуры народов Востока" (сборник в честь академика И. А. Орбели), Л., 1960, стр. 144в151
  4. в‘ Якобсон А. Л. Из истории армянского средневекового зодчества Гадзасарский монастырь XIII в. в Вестн. обществ, наук АН АрмССР, 1977, в„– 12
  5. в‘ Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении VвXVII вв., М-Л., 1950
  6. в‘ Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
  7. в‘ 1 2 Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л.Б. Алаев. в М.: Академкнига, 2003. в С. 212. в 592 с. в 2000 экз. в ISBN 5-94628-118-6

    В 1970-е гг. азербайджанские историки перешли от замалчивания к присвоению армянского исторического наследия. Средневековое княжество Хачен в одночасье стало «албанским», а принадлежавший ему Гандзасарский монастырь был объявлен «памятником культуры и религии Кавказской Албании» (Геюшев, 197За; 19736). В 1986 г. в Баку в популярной серии «Памятники материальной культуры Азербайджана» была опубликована брошюра, где Хаченское княжество и Гандзасарский монастырь представлялись безусловным историческим наследием Кавказской Албании на том основании, что местные католикосы отождествляли себя с особой Албанской церковью (Геюшев, 1986. С. 7-8; Геюшев, Ахадов, 1991. С. 85. См. также Ахундов, Ахундов, 1983. С. 9-10; 1986. С. ПО; Ахундов, 1986. С. 224в229). В то же время, авторы этих публикаций умалчивали о том, что храм являлся типичным образцом армянского зодчества XвXIII вв., что в нём сохранились многочисленные армянские надписи (11), что никакого Албанского государства в ту эпоху уже давно не существовало и что правитель Хаченского княжества назывался в источниках армянским князем. Что же касается названия «Албанская церковь», то оно, как указывали специалисты, лишь отражало консервативность церковной традиции (Якобсон, 1977; 1984. С. 146в147; Улубабян, 1981а; 1988. С. 86-87, 89).

  8. в‘ В советские годы Гандзасарский монастырь св. Иоанна Крестителя был закрыт. Функционирует с 1 октября 1989 г. В постановлениях Совета Министров Аз. ССР в„– 140 от 2 апреля 1968 г. и в„– 145 от 27 апреля 1988 года, в которых утверждены списки охраняемых государством памятников на территории Аз. ССР, этот монастырь не упоминается.
  9. в‘ 1 2 3 Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л.Б. Алаев. в М.: Академкнига, 2003. в 592 с. в 2000 экз. в ISBN 5-94628-118-6
  10. в‘ Киракос Гандзакеци. История Армении, гл.55
  11. в‘ Епископ Макар Бархударян. Гандзасарский монастырь. в Баку: Арцах, 1885. в С. 111.
  12. в‘ Армянская Апостольская Церковь имела четыре католикосата в Эчмиадзинский, Киликийский (Католикосат Великого Дома Киликии), Ахтамарский и Агванский (Гандзасарский), из которых в настоящее время существуют лишь два в Киликийский и Эчмиадзинский.
  13. в‘ Персидские документы Матенадарана. Указы. в Вып. 1 (XVвXVI вв.) в Ер., 1956. в С. 170. Папка 2а, документ в„– 8, копия, размер 141х32 см письмо шикастэ-дивани
  14. в‘ Эзов Г. А. Ук. соч. в Док. в„– 211.
  15. в‘ Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI в начале XIX вв. в Л., 1949. в С. 28: «Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем Хачена в период монгольского завоевания, в XIII веке. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченскихв»
  16. в‘ История Востока. В 6 т. в Т. 2. Восток в средние века
  17. в‘ Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. в VII в. н. э. (источники и литература). в МЛ.: Издание Академии наук СССР, 1959. в С. 232: «Не имеем ли мы тут дело с захватом власти местным гардманским владетелем (может быть, с помощью персов), уничтожившим представителей армянских княжеских родов, владевших землями в этой области. Историк в рассказе своем говорит о враждебности Михрана к древнему армянскому роду Ераншахиков (владетели Арцаха), членов которого он почти поголовно истребляет. Все это дает основание думать, что в сохраненном у автора предании мы имеем дело с отзвуками борьбы между арменизированными албанскими и армянскими феодальными родами за захват сюзеренных прав над феодальной Албанией.»
  18. в‘ Пер: Армянин Сахл сын Сунбата, см. Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749в947 гг). М., 2002, стр., 262 (ср. также прим., 52)
  19. в‘ АДЖАв™ИБ АД-ДУНЙА (Чудеса мира), раздел «ха»: ЛО ИВ РАН, рукопись А-253, л. 202 б ; Ср.: Н. Д. Миклухо-Маклай. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. Ученые записки Института Востоковедения. Том IX. М.-Л. 1954, с. 204в205
  20. в‘ Том де Ваал, Глава 10. Урекаванк. Непредсказуемое прошлое (интервью с Р. Хьюсеном)
  21. в‘ Thierry, Jean-Michel. Eglises et Couvents du Karabagh. Antelais: Lebanon, 1991, pp. 10-13
  22. в‘ См.: А. Л. Якобсон, «Гандзасар». Ереван, 1987.
  23. в‘ Diehl, Charles, Bell, Harold (translation). Byzantine Portraits. New York: Alfred A. Knopf, 1927, стр. 43
  24. в‘ 1 2 3 4 5 6 7 8 Hewsen, Robert H. Armenia: A Historical Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, reference: Kingdom of Ktish-Baghk, стр. 120
  25. в‘ Отчет лорда Хилтона о посещении Нагорного Карабаха Gandsazar Monastery: deliberately bombed by Azeri aircraft. A monastic building was destroyed but the Church was fortunately missed
  26. в‘ В Нагорном Карабахе состоялась коллективная свадьба
  27. в‘ İctimai Televiziya və Radio Yayımları Şirkəti. AzƏrbaycan ƏrazİlƏrİndƏkİ abİdƏlƏr kÜtlƏVİ ŞƏkİldƏ ErmƏnİlƏŞdİrİlİr  (азерб.)

См. также[править | править исходный текст]

Ссылки[править | править исходный текст]