“анк

ћатериал из Ёнциклопедии в свободной энциклопедии
ѕерейти к: навигаци€, поиск
“анк “-34-85

“анк в бронированна€ боева€ машина чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного.

Ќа ранних стади€х развити€ танкостроени€ иногда выпускались танки с исключительно пулемЄтным вооружением, а после ¬торой мировой войны проводились эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением в качестве основного. »звестны варианты танков с огнемЄтным вооружением. „Єткого определени€ танка как боевой, в частности, и военной машины вообще нет, так как их концепци€ мен€лась в разные эпохи и была различной в разных арми€х. “анки времЄн ѕервой мировой войны могут быть на первый взгл€д неузнаваемы как танки (например, —ен-Ўамон), или же, например, р€дом специалистов шведска€ машина Strv-103 классифицируетс€ не как танк, а как истребитель танков.[1][2] Ќекоторые машины (например, “ип 94), которые в советской литературе именуют «малыми танками», в западной литературе называют танкетками. “€жЄлый штурмовой танк Tortoise (A39), хот€ и называетс€ танком, не имеет поворотной башни и поэтому некоторыми специалистами относитс€ к сверхт€жЄлым —ј”.

ќсновным отличием современного танка в артиллерийского танка в от других боевых машин с пушечным вооружением €вл€етс€ возможность быстро переносить огонь в широких пределах углов возвышени€ и горизонтальных углов. ¬ подавл€ющем большинстве случаев така€ возможность реализована за счЄт установки пушки во вращающейс€ в горизонтальной плоскости башне, хот€ есть немногочисленные исключени€.[3] —амоходна€ артиллерийска€ установка может быть весьма схожа с танком конструктивно, но предназначена дл€ решени€ других задач: уничтожени€ танков противника из засад или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции,[4] поэтому имеет некоторые отличи€, прежде всего это касаетс€ баланса «огнева€ мощь/защищЄнность».

–азделение состава бронетанковых войск на танки и «специализированные боевые машины» €вл€етс€ необходимостью выделени€ последних в специальные подразделени€ в соответствии с примен€емой военной доктриной. Ќапример, во врем€ ¬торой мировой войны американской армией примен€лась доктрина генерала ћакнейра, возлагавша€ роль борьбы с танками противника на «истребители танков» (M10 Wolverine, M18 Hellcat) в как были там названы боевые машины, конструктивно аналогичные лЄгким или средним танкам с эффективным противотанковым вооружением, тогда как собственно танки предназначались дл€ поддержки пехоты в бою. ¬ советской же литературе те же машины будут именоватьс€ противотанковыми —ј”.

ѕроисхождение названи€[править | править Ёнцикло-текст]

¬ «Ќиве» были недавно помещены изображени€ изобретЄнного английскими военными инженерами гигантского бронированного автомобил€. Ѕесстрашный и неу€звимый, устремл€етс€ он всей своей громадой в самую кипень бо€, под снар€ды и пули, свободно берЄт вражьи окопы, как пустое, незначащее преп€тствие, и, посе€в вокруг себ€ разрушение и смерть, преспокойно возвращаетс€ в свой полк. јнглийские солдаты назвали этого своего нового боевого товарища «лоханью» («tank» в «тэнк»).

(∆урнал «Ќива», вДЦ 4 за 1917 год)
‘отографи€ одного из первых танков с надписью кириллицей «ќсторожно. ѕетроград».

—лово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). ѕроисхождение названи€ таково: при отправке на фронт первых танков британска€ контрразведка пустила слух, что в јнглии российским правительством заказана парти€ топливных цистерн. » танки отправились по железной дороге под видом цистерн в благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. Ќа них даже написали по-русски «ќсторожно. ѕетроград».[5] Ќазвание прижилось. ѕримечательно, что в –оссии новую боевую машину первоначально называли «лохань»[6] (ещЄ один вариант перевода слова tank).

 лассификаци€[править | править Ёнцикло-текст]

¬ насто€щее врем€ танки прин€то делить на две группы:

  • ќсновные боевые танки, ќЅ“ (англ. main battle tank, MBT) в танки, предназначенные дл€ решени€ основных боевых задач. ќни сочетают высокую подвижность, защищЄнность и огневую мощь.
  • ЋЄгкие танки. —юда вход€т все танки, предназначенные дл€ решени€ специальных задач.  ак правило, они отличаютс€ от основных боевых танков меньшей защищЄнностью (лЄгка€ брон€, часто на основе алюминиевых сплавов), часто (но не всегда) более слабым вооружением. “акие танки могут быть авиатранспортабельными (дл€ сил быстрого реагировани€), разведывательными, плавающими, работать в качестве истребителей танков и т. п.

¬ последнее врем€ идЄт не€вное возрождение пулемЄтных танков в виде боевой машины поддержки танков (Ѕћѕ“), сделанной на основе танка и предназначенной дл€ борьбы с гранатомЄтчиками, засевшими на верхних этажах зданий, вертолЄтами, пехотой и лЄгкими машинами, с ѕ“”– и т. п.

»стори€ развити€ конструкции и боевого применени€ танков[править | править Ёнцикло-текст]

ѕо€вление танков[править | править Ёнцикло-текст]

—воим по€влением танки об€заны ѕервой мировой войне[7]. ѕосле относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий на фронтах установилось равновесие (т. н. «окопна€ война»). √лубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. ќбычный способ подготовить наступление и вклинитьс€ в оборону противника состо€л в массированном использовании артиллерии дл€ разрушени€ оборонительных сооружений и уничтожени€ живой силы с последующим вводом в прорыв своих войск[8]. ќднако вы€снилось, что по перепаханному взрывами, с разрушенными дорогами, перекрываемому к тому же перекрЄстным огнЄм с флангов участку «чистого» прорыва не удаЄтс€ ввести войска достаточно быстро, к тому же противник по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевал подт€гивать резервы и блокировать прорыв. “акже развитие прорыва затрудн€лось сложностью снабжени€ через линию фронта.

“анки,
бывшие когда-то предметом насмешек,
стали теперь грозным оружием.
Ќадвига€сь длинной цепью,
закованные в броню,
они кажутс€ нам самым
нагл€дным воплощением ужасов войны. в

Ё. ћ. –емарк. Ќа «ападном фронте без перемен

≈щЄ одним фактором, превращавшим маневренную войну в позиционную, €вл€лось то, что даже длительна€ артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждени€ и пулемЄтные гнЄзда, которые затем сильно сковывали действи€ пехоты. Ѕронепоезда зависели от железнодорожных путей. ¬ результате возникла мысль о принципиально новом самоходном боевом средстве с высокой проходимостью (добитьс€ которой можно было только с помощью гусеничного шасси), большой паллетный огневой мощью и хорошей защищЄнностью (хот€ бы против пулемЄтного и винтовочного огн€). “акое средство могло бы с высокой скоростью преодолевать линию фронта и вклиниватьс€ в глубину обороны противника, осуществл€€, по крайней мере, тактические обходы[7].

–ешение о постройке танков было прин€то в 1915 году практически одновременно в ¬еликобритании[9], ‘ранции и –оссии[10].

¬ ¬еликобритании[править | править Ёнцикло-текст]

ќкончательно перва€ английска€ модель танка была готова в 1916 году, когда прошла испытани€, и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Ёто был танк Mark I в довольно несовершенна€ боева€ машина, выпускавша€с€ в двух модификаци€х в «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемЄтным вооружением). ¬скоре вы€снилась низка€ эффективность[11] пулемЄтных «самок», которые не могли боротьс€ с бронетехникой противника и с трудом уничтожали огневые точки. “огда была выпущена ограниченна€ сери€ «самок», у которых в левом спонсоне по-прежнему был пулемЄт, а в правом в пушка. —олдаты тут же метко окрестили их «гермафродитами».

Ѕританский танк Mark V, 1919 года выпуска, захвачен –  ј у белой армии под Ћуганском.
јрхангельск. Ѕританский танк Mark V 1919
«ахваченный немцами во врем€ ѕервой мировой войны английский танк ромбической схемы Mk.1 «самец».
јнглийский танк, захваченный воинами 51-й стрелковой дивизии под  аховкой 14 окт€бр€ 1920 года
Ћуганск. Ѕританский танк Mark V 1919

¬первые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против германской армии 15 сент€бр€ 1916 года во ‘ранции, на реке —омме. ¬ ходе бо€ вы€снилось, что конструкци€ танка недостаточно отработана в из 49 танков, которые англичане подготовили дл€ атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из стро€ из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застр€ло в болоте и 9 вышли из стро€ по техническим причинам[12]. “ем не менее, даже оставшиес€ 18 танков смогли продвинутьс€ вглубь обороны на 5 км, причЄм потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

’от€ из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, и вы€снилось, что танки имеют большое будущее. ¬ первое врем€ после по€влени€ танков на фронте германские солдаты бо€лись их панически.

¬о ‘ранции[править | править Ёнцикло-текст]

√лавные союзники англичан на западном фронте в французы в сумели разработать и запустить в производство очень удачный лЄгкий танк –ено FT-17 в настолько удачный, что эксплуатировалс€ ещЄ в начале ¬торой мировой войны в арми€х ѕольши и ‘ранции. ѕри конструировании этого танка впервые были применены многие решени€, ставшие затем классикой танкостроени€. ќн имел вращающуюс€ башню с установленной в ней лЄгкой пушкой или пулемЄтом (в отличие от «спонсонного», то есть в выступах по бокам корпуса, расположени€ вооружени€ в Mk.1), низкое удельное давление на грунт и, как следствие, высокую проходимость, относительно высокую скорость и хорошую маневренность.

¬ –оссии[править | править Ёнцикло-текст]

ѕервый российский проект боевой гусеничной машины был выполнен ¬. ƒ. ћенделеевым (1886в1922), сыном ƒ. ». ћенделеева[13]. ѕолучив образование в ћорском инженерном училище »мператора Ќикола€ I в  ронштадте, он с 1908 г. работал на судостроительных заводах —анкт-ѕетербурга, был главным конструктором проектов подводных лодок. — 1911 г. по 1915 г. в свободное врем€ разрабатывал сухопутную боевую машину. ѕо проекту ¬. ƒ. ћенделеева в танке должны были использоватьс€ двигатель внутреннего сгорани€ и оригинальна€ система пневматической подвески, позвол€вша€ машине двигатьс€ с полуопущенным корпусом. ¬ случае необходимости, дл€ защиты ходовой части от обстрела можно было полностью опускать бронированный корпус танка на грунт. Ћегкость управлени€ должны были обеспечивать пневматические сервоприводы дл€ главного фрикциона, коробки передач, поворотного механизма и подъЄма и опускани€ пулеметной башни. –аботу пневматики обеспечивал компрессор с приводом от двигател€[14].

¬ –оссии одними из первых были построены танк ѕороховщикова («–усский вездеход») и царь-танк (колЄсный танк Ћебеденко).  аждый из них был изготовлен лишь в одном в опытном в экземпл€ре, что объ€сн€ют либо непрактичностью конструкции, либо «косностью царского правительства». ¬оенное ведомство –оссийской империи внимательно следило за применением странами јнтанты в а впоследствии и ÷ентральными державами в нового, «ультрасовременного» вида боевой техники в танков. ¬оенные понимали и признавали исключительную полезность вездеходных боевых машин в услови€х русского бездорожь€. ѕомимо зарубежного опыта, в этой области у –оссии имелись собственные конструкторские наработки. »х по€влению во многом способствовал солидный опыт создани€ бронеавтомобилей, а также достаточно мощна€ промышленность, способна€ осуществить выпуск таких несомненно передовых дл€ своего времени изделий, как танки. » хот€ первые «опыты» –оссии на этом поприще нельз€ назвать удачными в ни крохотный «¬ездеход», ни ужасающий «÷арь-танк» не обладали сколько-нибудь реальной боевой ценностью в к 1917 году по€вились и вполне осуществимые проекты, такие как так называемый танк –ыбинского завода.  роме того, имелись вполне успешные опыты создани€ боевых машин на базе полугусеничных тракторных шасси в таковым €вл€лс€ бронированный трактор √улькевича. “аким образом, к началу 1917 года –оссийска€ импери€ уже приближалась к моменту выпуска собственных вездеходных боевых машин[15]. ќднако, дл€ ускорени€ оснащени€ армии вездеходными боевыми машинами, было решено закупить их за рубежом в во ‘ранции. ¬ыбор военных поначалу пал на средние французские танки Schneider CA1, и осенью 1916 года на соответствующем предпри€тии был размещЄн заказ на ни много, ни мало 390 танков этого типа со сроком поставки к зиме 1917 года. ¬последствии, однако, в результате изучени€ опыта боевого применени€ французских танков и сравнени€ их характеристик, √”√Ў –»ј аннулировало старый заказ и разместило новый, на аналогичное количество лЄгких танков Renault FT-17. ќднако две революции 1917 года и последовавший за ними хаос далеко и надолго отодвинули эти планы с повестки дн€. “аким образом, первыми танками, оказавшимис€ на русской земле, стали британские и французские машины, в небольшом количестве поставленные странами јнтанты в 1919 году в виде военной помощи ƒобровольческой армии генерала ј. ». ƒеникина. ¬о врем€ √ражданской войны танки использовала Ѕела€ арми€, которые она получала от стран јнтанты в небольших количествах[7]. ќдин из захваченных красноармейцами танков –ено FT-17 весной 1919 года был послан в ћоскву, разобран и исследован. “аким образом, проблема создани€ отечественного танка была решена созданием танков типа ћ на основе конструкции французского –ено FT-17. ѕервый из танков типа ћ получил им€ «Ѕорец за —вободу тов. Ћенин». ¬ течение 1920в1921 годов было изготовлено 15 танков[7]. ¬есной 1921 года в св€зи с окончанием √ражданской войны и интервенции проект был свЄрнут. ¬ боевых действи€х эти танки не участвовали, их использовали в сельхозработах в как тракторы в и на военных парадах.

“анки межвоенного периода (1919в1938)[править | править Ёнцикло-текст]

“анк Ѕ“-7 с танковым десантом
“анк “-26. Ќа 22 июн€ 1941 в –  ј насчитывалось более 10 тыс. “-26.

¬ период между мировыми войнами помимо ¬еликобритании, ‘ранции, √ермании и —оветской –оссии в разработку конструкций танков включились и другие государства. ¬ это же врем€, когда генеральные штабы и правительства мировых супердержав, трезво оценива€ итоги ѕервой мировой войны, понимали неизбежность будущей, ещЄ более кровавой войны[16], разрабатывались и глобальные стратегии боевых действий. ѕрин€та€ генеральными штабами стратеги€ придавала большое значение танковым войскам и ставила соответствующие задачи перед танкостроител€ми.

¬ межвоенный период танкостроители и военные ещЄ не пришли к единому мнению об оптимальной тактике применени€ танков и их конструкции, следствием чего стал выпуск танков таких конструкций, которые впоследствии доказали свою нежизнеспособность, так как были узкоспециализированными, и не всегда использовались по назначению. “ак, лЄгкие танки были сравнительно слабо бронированными, хот€ часто и высокоскоростными (например, советский Ѕ“-7). »х брон€ защищала лишь от пуль стрелкового оружи€ и снар€дных осколков и в то же врем€ легко пробивалась пул€ми противотанковых ружей и снар€дами противотанковых пушек, начина€ с калибра 20 мм. ¬ооружение большинства лЄгких танков этого периода было также слишком слабым (калибры артиллерии 25в37 мм), численность экипажа недостаточной (2в3 человека), а услови€ существовани€ в на пределе физиологических возможностей танкистов[7]. ¬ то же врем€, в начале 1930-х годов талантливый американский танковый конструктор ƒжон ”олтер  ристи создал оригинальную схему независимой подвески. ƒостаточно активно разрабатывались конструкции амфибийных и даже авиатранспортабельных танков. Ќо имевшиес€ в то врем€ технологии не позволили создать пригодные к боевому применению танки-амфибии или авиатранспортабельные танки. —озданию авиатранспортабельных танков в том врем€ мешало и несовершенство авиации в грузоподъЄмность поршневых самолЄтов не превышала 3в4 т.


Ѕесперспективными оказались и малоподвижные многобашенные гиганты, носившие несколько разнокалиберных пушек и пулемЄтов, как, например, французский 70-тонный Char 2C и советский 50-тонный “-35. “ака€ схема потребовала чрезмерного увеличени€ экипажа (до 10в12 человек), что вело к затруднЄнности централизованного управлени€ огнЄм в боевой обстановке и неприемлемой конструкции. Ѕольшие размеры в особенно длина и высота в демаскировали такой танк и, как следствие, повышали его у€звимость на поле бо€. »спользуемые в то врем€ адаптированные карбюраторные двигатели авиационного типа предопределили низкие т€гово-динамические качества[17] таких «супертанков» в особенно при разворотах. ¬ целом обилие недостатков многобашенных конструкций привело к фактической невозможности выполнени€ ими в полной мере задач, сто€вших перед т€жЄлыми танками, так что уже к концу 1930-х годов от многобашенной схемы отказались танкостроители всех стран. ¬ межвоенный период по€вились и первые танки с дизельными двигател€ми, например, в японии в 1932 году (с дизелем от ћицубиси, 52 л. с.). ¬ ———– уже в середине 1930-х годов была разработана программа широкой дизелизации танков всех классов, и реально оснастить такими моторами (дизелем ¬-2, 500 л. с. и его модификаци€ми) удалось легкие (Ѕ“-7ћ, “-50), средние (“-34), т€жЄлые машины (—ћ ,  ¬). ¬ остальных странах дизельные моторы на танках примен€лись сравнительно ограниченно вплоть до 1950-х годов.

“анки военного периода (1939в1945)[править | править Ёнцикло-текст]

M4 «Ўерман» в основной средний танк армии —Ўј. ќпераци€ «ќверлорд»[18]

¬тора€ мирова€ война подстегнула прогресс в танкостроении. ¬сего за шесть лет танки совершили больший рывок, чем за предыдущие двадцать. «начительна€ часть танков обзавелась противоснар€дным бронированием, мощными пушками калибром до 152 мм (у  ¬-2), в конце войны по€вились первые ночные в инфракрасные в прицелы[19] (хот€ опыты по их постановке на танк проводились в ———– ещЄ до войны), радиофикаци€ танков стала считатьс€ необходимой. “актика применени€ танков тоже достигла высокой степени совершенства в в первый период войны (1939в1941 гг.) германские военачальники продемонстрировали всему миру, как применение танковых соединений позвол€ет провести операции по оперативному и стратегическому окружению и последующему разгрому крупных войсковых группировок противника и быстро выиграть войну (т. н. «блицкриг»). ќднако и другие государства (¬еликобритани€, ‘ранци€, ѕольша, ———– и т. д.) создавали собственные доктрины тактики применени€ танков.

¬ ходе ¬торой мировой войны германска€ танкостроительна€ школа сделала ставку на увеличение бронировани€ и длины орудий, улучшение приборов наблюдени€ (включа€ инфракрасные приборы ночного видени€). —оветска€ школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внос€ серьЄзные изменени€ в конструкцию базовых типов танков (“-34,  ¬ и »—) лишь при крайней необходимости. —оветска€ танкостроительна€ школа создала также достаточно удачные модели других типов бронетанковой техники и самоходных артиллерийских установок. јмериканска€ школа при некоторой изначальной отсталости в плане компоновки и технологичности всЄ же наверстала упущенное к концу войны за счЄт развЄртывани€ массового производства нескольких избранных моделей, хорошего качества стали и порохов, а также радиофикации. ќдним из лучших советских танков в участников ¬торой мировой войны, были признаны средний танк “-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант “-34-85 с разными модификаци€ми 85-мм пушек) и т€жЄлый танк »—-2.   лучшим американским танкам относ€т M4 «Ўерман», который широко поставл€лс€ в ———– по ленд-лизу[20]. Ћучшим английским танком и по экспертным оценкам наиболее сбалансированным в целом, был выпущенный ближе к концу войны танк Comet[21].

“анки послевоенного периода[править | править Ёнцикло-текст]

“анки послевоенного периода раздел€ют на три поколени€.

ѕервое поколение послевоенных танков начало создаватьс€ ещЄ непосредственно во врем€ ¬торой мировой войны, хот€ и не прин€ло участи€ в боевых действи€х (»сключение составл€ет танк M26 «ѕершинг» и »—-3, поставл€вшихс€ на фронт с целью боевых испытаний с €нвар€ 1945 года (»—-3- с апрел€ того же года.)):

ЋЄгкие танки окончательно превращаютс€ в специализированные боевые машины: плавающие (советский ѕ“-76), разведывательные (американский M41 «”окер Ѕульдог») и позже авиатранспортабельные (американский M551 «Ўеридан»). — середины 1950-х гг. средний и т€жЄлый типы танков уступают место т. н. «стандартному» или «основному боевому танку». ’арактерными особенност€ми этих танков служат усиленное противоснар€дное бронирование, пушки большого паллетного калибра (минимум 90 мм), включа€ гладкоствольные оруди€, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от ќћѕ.   этому типу танков (но всЄ ещЄ первого поколени€) относ€тс€[источник не указан 454 дн€]:

ќсновной боевой танк «Ћеопард» в составе бронетанковых войск Ќорвегии

¬торое поколение послевоенных танков создавалось в 1960в1970-х гг. дл€ действий в услови€х применени€ противником оружи€ массового поражени€ и с учЄтом по€влени€ новых мощных противотанковых средств. Ёти танки получают комбинированное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ќћѕ, насыщаютс€ электроникой (лазерные дальномеры, баллистические вычислители и т. п. (—истема управлени€ огнЄм)), повышаетс€ их огнева€ мощь за счЄт использовани€ пушек большего калибра, начинают примен€тьс€ высокомощные многотопливные двигатели[22]. —оветские танки этого периода оснащаютс€ автоматом зар€жани€[22].   танкам второго поколени€ относ€тс€:

¬ это врем€ также был предприн€т р€д обширных программ по модернизации танков первого поколени€ до уровн€ танков второго поколени€, например, модернизаци€ до уровн€ танка M60 танка M48A5 (в армии —Ўј) и M48A2G (в бундесвере).

ѕо ““’ танков первого и второго поколений ———– смог опередить своих веро€тных противников, но необходимость ограничени€ массы и размеров основного танка в из-за необходимости вписывани€ в железнодорожный стандартный габарит в и некоторое отставание в оснащении электроникой привели к быстрому моральному устареванию советских танков первого и второго послевоенных поколений, что нашло подтверждение в войнах 1960в1990-х гг. на Ѕлижнем ¬остоке[23].

“анки третьего поколени€ создавались в 1980в1990-х гг. ƒл€ танков этого поколени€ характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активна€ защита, динамическа€ защита), насыщенность совершенной электроникой, в том числе Ѕ–Ёќ, на некоторые модели танков начинают устанавливатьс€ сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели[24].   танкам этого поколени€ относ€тс€:

 онструкци€ танка[править | править Ёнцикло-текст]

 омпоновка[править | править Ёнцикло-текст]

Ёлементы современного танка классической компоновки:
1: √усеничный движитель. 2: “анкова€ пушка, установленна€ в башне. 8: —паренный пулемЄт 9: Ќаклонна€ брон€

¬ насто€щее врем€ подавл€ющее большинство танков создано по так называемой классической компоновочной схеме, основными признаками которой €вл€ютс€ установка основного вооружени€ (в насто€щее врем€, как правило, гладкоствольной артиллерийской пушки, способной также запускать реактивные снар€ды) во вращающейс€ на 360° башне и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделени€. »сключени€ми здесь €вл€ютс€ шведский танк Strv-103 (безбашенна€ схема) и израильские танки «ћеркава» модели 1, 2, 3 и 4 с передним расположением моторно-трансмиссионного отделени€[25].

ƒвигатель танка[править | править Ёнцикло-текст]

ћорпехи —Ўј устанавливают √“ƒ AGT1500 обратно в M1A1 «јбрамс».  увейт, 2003

Ќа ранних этапах развити€ танкостроени€ обычно использовалс€ бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, а позже авиационного типа (включа€ моторы звездообразной компоновки). Ќепосредственно перед ¬торой мировой войной, а также в ходе еЄ, получили распространение (преимущественно в ———– и —Ўј) дизельные двигатели, ставшие основным типом танковых моторов во всЄм мире со второй половины 1950-х гг., позже заменЄнные многотопливными двигател€ми, а в последние два-три дес€тилети€ и газотурбинными двигател€ми (√“ƒ). ѕервым серийным танком с √“ƒ в качестве основного двигател€ стал советский “-80[24].

ћощность, надЄжность и другие параметры танковых двигателей посто€нно росли и улучшались. ≈сли на ранних модел€х довольствовались фактически автомобильными моторами, то с ростом массы танков в 1920в1940-х гг. получили распространение адаптированные авиадвигатели[17], а позже в и специально сконструированные танковые дизельные (многотопливные) двигатели. ƒл€ обеспечени€ приемлемых ходовых качеств танка удельна€ мощность его двигател€ (отношение мощности двигател€ к боевой массе танка) должна быть не менее 18в20 л. с./т.

”дельна€ мощность некоторых современных танков
—трана-производитель ћодель танка Ѕоева€ масса, т ћощность двигател€, л. с. ”дельна€ мощность, л. с./т “ип двигател€
‘ранци€ Ћеклерк 54,6 1500 27,4 дизельный
–осси€ “-80”-ћ1 46,0 1250 27,2 газотурбинный
”краина “-84 46,0 1200 26,1 дизельный
”краина ќѕЋќ“ 51,0 1200 23,5 дизельный[26]
—Ўј M1A2 јбрамс 62,5 1500 24,0 газотурбинный
√ермани€ Ћеопард-2A5 62,5 1500 24,0 дизельный
–осси€ “-90ћ— 48,0 1130 23,5 дизельный
»зраиль ћеркава Mk.4 65,0 1500 23,1 дизельный
–осси€ “-90 46,5 1000 21,5 дизельный
»зраиль ћеркава Mk.3 60,0 1200 20,0 дизельный
¬еликобритани€ „елленджер-2 62,5 1200 19,2 дизельный

¬ 1930в1950-х гг. велись споры между сторонниками и противниками применени€ в качестве силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорани€ в карбюраторных и дизельных. Ётот спор завершилс€ окончательной победой сторонников дизельных двигателей. ¬ наше врем€ основной спор ведЄтс€ между сторонниками и противниками использовани€ на танках дизельных двигателей и √“ƒ. ќба типа двигателей отличаютс€ собственными преимуществами и недостатками. ¬ годы ѕервой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х годах в —Ўј был разработан р€д проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки распространени€ в итоге не получили.

ѕреимущества √“ƒ над дизельным двигателем ѕреимущества дизельного двигател€ над √“ƒ
  • ћеньше расход смазочных жидкостей.
  • ћеньше врем€ подготовки к запуску «холодного» двигател€ при температурах ниже в5 °C.
  • ¬ыхлопные газы √“ƒ гораздо менее токсичны, их можно напр€мую использовать дл€ обогрева танка, в то врем€ как на танках с дизельными двигател€ми требуетс€ специальный теплообменник.
  • Ѕолее благопри€тное дл€ транспортной машины применение крут€щего момента, коэффициент приспособл€емости составл€ет 2,6. Ётим коэффициентом определ€етс€ уменьшение количества переключений при движении по пересечЄнной местности.
  • Ѕолее проста€ система трансмиссии.
  • Ћучша€ «незаглохаемость», то есть способность двигател€ к продолжению работы, даже если танк упрЄтс€ в преп€тствие или застр€нет в глубокой гр€зи.
  • ¬ 1,75в2 раза ниже уровень демаскирующих шумов.
  • –есурс √“ƒ в 2в3 раза выше, чем у поршневых двигателей, за счЄт уравновешенности и сведени€ к минимуму трущихс€ поверхностей в моторе.
  • Ѕо́льша€ компактность.
  • Ѕо́льша€ мощность при том же размере (массе)[27].
  • Ѕо́льша€ надЄжность в услови€х высокой запылЄнности. ¬ отличие от авиационных турбин, танкова€ работает у самой земли и за минуту пропускает через себ€ несколько кубометров воздуха, часто содержащего большие количества подн€той танком пыли. ќтсюда намного выше требовани€ к системе очистки поступающего воздуха.
  • Ќезначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды.
  • ћеньший в 1,8в2 раза расход топлива, то есть, с одной стороны, более дешЄва€ эксплуатаци€, с другой в больший запас хода при том же количестве возимого топлива[28].
  • —тоимость дизельного двигател€ до дес€ти раз меньше.
  • Ћучша€ пожаробезопасность вследствие использовани€ плохо воспламен€ющегос€ дизельного топлива.
  • ¬озможность ремонта в полевых услови€х.
  • Ѕыстрый запуск «прогретого» двигател€.
  • ≈щЄ одним немаловажным преимуществом €вл€етс€ возможность запуска дизельного двигател€ танка с буксира, то есть «с толкача», поэтому танк с таким двигателем имеет большую веро€тность продолжить выполнение своей задачи при помощи другого танка[29].
  • ƒизельные двигатели слабее нагреваютс€, поэтому менее заметны дл€ тепловизоров.
  • ƒл€ преодолени€ водных преград по дну танку с √“ƒ требуетс€ выт€жна€ труба в выхлоп в воду дл€ него невозможен.

—равнительные войсковые испытани€ танков “-64ј и “-72 с дизельными двигател€ми 5“ƒ‘ и ¬-46 соответственно и “-80 с газотурбинным двигателем √“ƒ-1000“, проведЄнные правительственной комиссией, показали[30]:

  • “анки “-80, номинальна€ удельна€ мощность которых превышала показатели “-64ј и “-72 соответственно на 30 и 25 %, имеют преимущество по тактическим скорост€м в европейских услови€х лишь на 9в10 %, а в услови€х —редней јзии в не более 2 %.
  • „асовой расход топлива газотурбинных танков был выше дизельных на 65в68 %, километровый расход в на 40в50 %, а запас хода по топливу меньше на 26в31 %; это приводило к необходимости при организации маршей предусматривать возможность дозаправки танков “-80 в ходе суточных переходов.
  • Ќа высоте 3 км над уровнем мор€ потер€ мощности у двигател€ 5“ƒ‘ достигала 9 %, у ¬-46 в 5 %, у √“ƒ-1000“ в 15,5 %.

ƒизельные танки в насто€щее врем€ наход€тс€ в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные в в танковых парках 9 стран мира. –азработчиками, производител€ми и поставщиками газотурбинных танков €вл€ютс€ —Ўј и –осси€ (—оветский —оюз). ƒизельные танки составл€ют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением —Ўј[31]. –азвитие мировых танкостроени€ и танкового рынка в 2003в2012 гг. определ€ют 25 специальных программ, из которых 23 относ€тс€ к дизельным танкам, только 2 в к газотурбинным[32]. ¬ √ермании фирма MTU Friedrichshafen в насто€щее врем€ разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвЄртого поколени€ дл€ будущих бронированных боевых машин[33]. ћногие страны, покупающие танки, предпочитают модели с дизельным двигателем и даже требуют замены √“ƒ на дизели в качестве услови€ к допуску на тендер. “ак, в 2004 году јвстрали€ в качестве своего будущего танка выбрала танк M1A2 «јбрамс», но при условии, что √“ƒ танка в нЄм будет заменЄн на дизельный двигатель[34]. ¬ —Ўј даже конкретно в экспортных цел€х был разработан танк M1A2 «јбрамс» с дизельным двигателем[35].

—уществуют конструктивные решени€, позвол€ющие значительно улучшить характеристики дизельных двигателей. ¬ целом, несмотр€ на утверждени€ сторонников каждого из типов двигателей, в насто€щее врем€ нельз€ говорить о безусловном превосходстве одного из них.

—овременные √“ƒ, как правило, многотопливные, могут работать на всЄм спектре топлив: бензинах всех типов, включа€ высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любым цетановым числом, но номинальным топливом в мирное врем€ дл€ них служит авиационный керосин[источник не указан 678 дней]. ѕодавл€ющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы в и промежуточными охладител€ми наддувочного воздуха (интеркулерами).

’одова€ часть[править | править Ёнцикло-текст]

ѕрактически все танки в истории имели гусеничный движитель, прототип которого был запатентован ещЄ в 1818 году французом ƒюбоше[36], однако некоторые танки, например, лЄгкие колЄсно-гусеничные танки Ѕ“ (———–) или танк  ристи (—Ўј), могли передвигатьс€ на колЄсах. √усенична€ конструкци€ ходовой части позвол€ет танку без труда передвигатьс€ в услови€х бездорожь€, по различным типам грунтов. √усеницы современных танков стальные, с металлическим или резинометаллическим шарниром, по которым танк едет на опорных катках (как правило, обрезиненных; в современных танках их количество от п€ти до семи). ¬ некоторых модел€х верхн€€ часть гусеницы, провиса€, опираетс€ на опорные катки, в других используютс€ специальные поддерживающие катки малого диаметра.  ак правило, в передней части наход€тс€ направл€ющие колЄса, которые совместно с механизмом нат€жени€ обеспечивают требуемое нат€жение гусеницы. √усеницы привод€тс€ в движение посредством зацеплени€ их ведущим колесом, крут€щий момент на которое подаЄтс€ от двигател€ через трансмиссию. ѕутЄм изменени€ скорости перематывани€ одной или обеих гусениц танк может совершать поворот, в том числе и разворот на месте.

ѕередача крут€щего момента от двигател€ к ведущим колЄсам происходит благодар€ фрикционной муфте.

¬ажным параметром €вл€етс€ площадь той части гусеницы, котора€ контактирует с землЄй (опорна€ поверхность гусеницы), точнее, отношение массы танка к этой площади в удельное давление на грунт. „ем оно меньше, тем по более м€гким грунтам может двигатьс€ танк, то есть тем выше его опорна€ проходимость.

”дельное давление на грунт некоторых современных танков
—трана-производитель ћодель танка Ѕоева€ масса, т ”дельное давление на грунт, кг/см²
√ермани€ Ћеопард-2 62,5 0,85
–осси€ “-90 46,5 0,85
–осси€ “-80 46,0 0,85
”краина “-84” 48 0,93
¬еликобритани€ „елленджер-2 62,5 0,98
‘ранци€ Ћеклерк 54,6 1,00
—Ўј M1A2 јбрамс 62,5 1,07

Ќо при всех достоинствах ходовые гусеницы (по крайней мере современных типов) имеют и серьЄзный недостаток в они сравнительно легко могут быть перебиты пр€мым попаданием в гусеницу снар€да или взрывом мины (в случае наезда танка на противотанковую мину нажимного действи€). Ёто, в частности, подвигло советских танкостроителей попытатьс€ создать танк на воздушной подушке, но уровень доступных технологий (подобно тому как это было с танками-амфиби€ми и авиатранспортабельными в период между ћировыми войнами) не позволил создать такой танк. (ѕривлекательна и иде€ танка-шагохода в танка на шагающем ходу. “анк-шагоход действительно имел бы намного большую проходимость по пересеченной местности в сравнении с гусеничным или колЄсным танком, но имеющиес€ в насто€щее врем€ технологии пока не позвол€ют создать достаточно эффективный танк-шагоход. ¬ фантастике нередко фигурируют «пар€щие» танки в чаще всего антигравитационные в облада€ всеми достоинствами судов на воздушной подушке (в том числе амфибийностью) такие танки не имеют некоторых их недостатков. ¬озможно когда-то в будущем будут созданы и такие танки, но вр€д ли они смогут полностью вытеснить с пол€ бо€ гусеничные и шагающие танки будущего.)

¬се танки имеют систему подрессоривани€ (подвеску) в совокупность деталей, узлов и механизмов, св€зывающих корпус машины с ос€ми опорных катков. —истема подрессоривани€ предназначена дл€ передачи силы веса танка через опорные катки и гусеницу на грунт, дл€ см€гчени€ толчков и ударов, действующих на корпус танка, и дл€ быстрого гашени€ колебаний корпуса. ќт качества системы подрессоривани€ в большой паллетный степени завис€т средние скорости движени€ танков по местности, меткость огн€ с ходу, работоспособность экипажа, надЄжность и долговечность работы оборудовани€ танка.

«ащита[править | править Ёнцикло-текст]

«ащита (защищЄнность) танка в одно из основных боевых свойств. ’арактеризует способность машины противосто€ть поражающему воздействию огневых средств противника и сохран€ть боеспособность. ќпредел€етс€ бронированием и различными средствами защиты (как пассивной, так и активной).

Ѕронирование[править | править Ёнцикло-текст]

—овременные танки имеют сложную по конструкции систему бронировани€ в различают пассивное бронирование и динамическую защиту.

ѕассивна€ брон€ современных танков многослойна€, в ней используютс€ лучшие сорта броневой стали[37], керамики, стеклотекстолитов, материалов высокой плотности (таких как обеднЄнный уран), противонейтронный подбой (слои полимеров с оксидом бора и другими наполнител€ми, предназначенные дл€ ослаблени€ нейтронного излучени€ €дерных взрывов), внутренние покрыти€, защищающие экипаж от осколков брони. ѕример такой брони в английска€ композитна€ брон€ «„обхэм»; остальные современные танки также имеют комбинированную пассивную броню.

 роме основной брони, на танк часто устанавливаютс€ дополнительные противокумул€тивные экраны. »х принцип не изменилс€ со времЄн ¬торой мировой войны, когда советские танкисты приваривали к броне специальные сетчатые экраны (ошибочно интерпретированные на «ападе как панцирные кровати), тонкие листы железа и жести дл€ защиты от немецкого носимого противотанкового оружи€ с кумул€тивными боеприпасамиѕанцершрек», «ѕанцерфауст» и т. п.). ѕротивокумул€тивный экран представл€ет собой сетку либо сплошной экран (металлический, резинотканевый или из других материалов). ѕри попадании в экран кумул€тивного снар€да его разрыв происходит до встречи с основной бронЄй танка, в результате чего сформировавша€с€ кумул€тивна€ стру€, прежде чем достигнуть брони танка, пролетает в воздухе значительное рассто€ние. ѕри этом происходит распад плохо сфокусированной струи, и пробивна€ способность боеприпасов резко снижаетс€[38].

¬ современных танках броневые листы расположены под углами к вертикали

¬ современных танках броневые листы расположены под углами к вертикали (это увеличивает шанс рикошета снар€да противника), толщина брони сильно дифференцирована в передние сектора корпуса и башни защищены лучше, чем борта и кормовые части. “ака€ схема бронировани€ прин€та в результате анализа повреждений танков в вы€снилось, что основна€ часть попаданий приходитс€ на передний сектор[39].

—ледует также упом€нуть и так называемую «перфорированную броню»[40]. “ака€ брон€ включает в себ€ пустоты, заполненные различными материалами, такими как «керамическа€ пена».

јктивна€ защита[править | править Ёнцикло-текст]

“анк “-72Ѕ грузинской армии. ќчень хорошо видна навесна€ динамическа€ защита

јктивна€ защита представл€ет собой расположенные на танке системы отстрела специальных снар€дов, совмещЄнные с радиолокационной системой локального действи€. ѕри обнаружении приближающегос€ к танку средства поражени€ (гранаты противотанкового гранатомЄта и т. п.) даЄтс€ команда на отстрел зар€да, который при сближении со снар€дом взрываетс€, формиру€ облако осколков, уничтожающих или, по меньшей мере, сильно ослабл€ющих действие средства поражени€. —уществуют системы с неотстреливаемыми защитными зар€дами, например,  ј« ««аслон» (”краина).

ѕионерами в разработке и внедрении систем активной защиты танков стали советские танкостроители[41]. ѕервый комплекс активной защиты «ƒрозд» устанавливалс€ на танке “-55јƒ, прин€том на вооружение в 1983 году[41].

ѕрименение систем активной защиты позвол€ет значительно (в 2в3 раза и более)[42] повысить живучесть танков.

ƒинамическа€ защита[править | править Ёнцикло-текст]

ƒинамическа€ защита представл€ет собой расположенные непосредственно в броневом листе (встроенна€ динамическа€ защита) или на нЄм, в специальных контейнерах (навесна€ динамическа€ защита), один или несколько (как правило, два) элементов ƒ«. Ёлемент динамической защиты состоит из двух металлических пластин и тонкого сло€ взрывчатого вещества (¬¬), расположенного между ними. ѕри пробитии сло€ ¬¬ кумул€тивной струЄй он инициируетс€, энерги€ взрыва ¬¬ придаЄт пластинам высокую скорость разлЄта. –асположенные под углом к кумул€тивной струе пластины, разлета€сь, взаимодействуют с ней, в результате чего происходит следующее:

  •  умул€тивна€ стру€ многократно пробивает тонкую пластину, котора€ во врем€ своего движени€ подставл€ет струе ещЄ не пробитые участки. “аким образом, больша€ часть энергии струи уходит на пробитие всЄ новых участков тонкой броневой пластины.
  • ѕластина, двига€сь под углом к кумул€тивной струе, бьЄт по ней и дестабилизирует поток струи, распыл€ет еЄ, чем ещЄ больше увеличивает эффект противодействи€.

ƒинамическа€ защита первого поколени€ предназначена только дл€ снижени€ действи€ кумул€тивных снар€дов, в то врем€ как динамическа€ защита второго и третьего поколений помогает снизить потери танков от всех видов[43] противотанковых снар€дов.

—истема защиты от ќћѕ[править | править Ёнцикло-текст]

јвтоматическа€ система коллективной защиты экипажа (и оборудовани€) танка от оружи€ массового поражени€ включает в себ€ фильтровентил€ционную установку, обеспечивающую герметизацию заброневого обитаемого отделени€ и подачу очищенного воздуха экипажу, нагнетающие насосы, создающие избыточное давление в танке (подпор), компоненты брони, защищающие от нейтронного излучени€ (подбой и надбой) и т. п.

Ќепосредственно в момент €дерного взрыва счЄтчик рентгеновского излучени€ мгновенно регистрирует поток гамма-излучени€, выдаЄт исполнительный сигнал на цепь пиропатронов уплотнительных устройств обеспечени€ герметизации корпуса и башни, обесточивание основных цепей питани€ и остановку двигател€ (что должно предотвратить повреждение оборудовани€ от электромагнитного импульса €дерного взрыва).

«ащита экипажа от воздействи€ ударной волны €дерного взрыва обеспечиваетс€ прочностью и жЄсткостью корпуса и башни. ѕосле прохождени€ фронта ударной волны включаетс€ фильтровентил€ционна€ установка (сепаратор-нагнетатель), непрерывно подающа€ в заброневое помещение танка очищенный воздух и создающа€ избыточное давление, преп€тствующее проникновению радиоактивной пыли. ƒл€ защиты от быстрых нейтронов брон€ с внутренней стороны дополн€етс€ противорадиационными синтетическими материалами, замедл€ющими и поглощающими нейтроны.

¬сЄ это позвол€ет защищать экипаж от поражающих факторов €дерного взрыва (таких как радиоактивное заражение местности, нейтронное излучение), химического оружи€ и др.

—истемы уменьшени€ заметности[править | править Ёнцикло-текст]

ƒл€ снижени€ заметности танков примен€ютс€ различные методы, деформирующа€ (камуфл€жна€) окраска, системы снижени€ заметности в инфракрасном диапазоне, уменьшени€ шумности, защитные экраны, специальные радиопоглощающие материалы, снижающие веро€тность обнаружени€ танка при помощи радиолокации. ѕример подобного камуфл€жа в комплект «Ќакидка».

—истемы постановки дымовых завес[править | править Ёнцикло-текст]

ƒымы представл€ют собой плотные аэрозоли. Ѕлагодар€ своим свойствам они значительно затрудн€ют прохождение света в видимом диапазоне. Ёто позвол€ет укрыть танк от визуального наблюдени€ и наблюдени€ с помощью технических средств, таких как лазерные, инфракрасные прицелы (и, следовательно, затруднить прицеливание по нему), значительно снизить эффективность самонавод€щихс€ и корректируемых снар€дов, ракет и прочих боеприпасов, использующих дл€ наведени€ и управлени€ инфракрасные, телевизионные и лазерные каналы.

” современных танков дл€ постановки дымовых завес используютс€ два основных метода:

  • —пециальные дымовые гранатомЄты (как пример в дымовые гранатомЄты «“уча» на российских танках).
  • —истема термодымовой аппаратуры. ѕринцип действи€ этой системы состоит в подаче топлива в выпускной коллектор двигател€ танка, играющего роль испарител€, выбросе образовавшейс€ совместно с отработанными газами парогазовой смеси в атмосферу, где она конденсируетс€ и превращаетс€ в аэрозоль дизельного топлива[26]
—истемы оптико-электронного подавлени€[править | править Ёнцикло-текст]

Ќаведение современных управл€емых противотанковых средств может осуществл€тьс€ как оператором[44], так и самосто€тельно, с помощью систем автоматического наведени€[45]. —истемы оптико-электронного подавлени€ защищают танк, внос€ помехи в систему управлени€ корректируемыми снар€дами (ракетами и т. п.), управл€емыми по лазерному лучу или по радио, сбива€ системы наведени€ снар€дов. ѕримером такой системы служит комплекс оптико-электронного подавлени€ «Ўтора».

ѕерспективные системы защиты танка и экипажа[править | править Ёнцикло-текст]

 онструкторы посто€нно стрем€тс€ улучшить защищЄнность танков.  роме развити€ описанных выше способов защиты (новые, более прочные виды брони, более надЄжные и быстрые системы активной защиты и т. п.), рассматриваютс€ и новые, перспективные методы. ќдним из них €вл€етс€ «электрическа€ брон€». —уть этого метода защиты состоит в том, что брон€ раздел€етс€ на два сло€, с расположенным между ними слоем изол€тора. ¬нутренн€€ часть заземлена, в то врем€ как на внешнюю подаЄтс€ электрический зар€д. ѕротивотанковый снар€д, пробив внешний слой брони, достигает внутреннего и таким образом вызывает замыкание. —ильный электрический разр€д вызывает уничтожение снар€да[46].

¬ооружение[править | править Ёнцикло-текст]

“анкова€ пушка[править | править Ёнцикло-текст]

Ќарезна€ 105-мм танкова€ пушка

ќсновным вооружением танка €вл€етс€ танкова€ пушка, устанавливаема€ во вращающейс€ башне. ѕушка танка в большинстве случаев используетс€ дл€ стрельбы пр€мой наводкой по настильной траектории (в отличие от —ј”, стрел€ющих в основном навесом).

—овременные танковые пушки имеют большой паллетный калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными, так и гладкоствольными.
¬ последнее врем€ приоритет отдаЄтс€ гладкоствольным танковым пушкам, так как вращение негативно сказываетс€ на эффективности кумул€тивных боеприпасов (происходит преждевременное разрушение кумул€тивной струи), также нарезка затрудн€ет пуск ракет из канала ствола.

ѕрименение автоматов зар€жани€ позвол€ет сократить танковый экипаж на одного человека (отсутствует зар€жающий), при этом создать посто€нный темп стрельбы, мало завис€щий от движени€ танка и его башни. ¬ западной школе танкостроени€, однако, есть мнение, что ручное зар€жание обеспечивает бо́льшую скорострельность в начале стрельбы, хот€ в дальнейшем темп стрельбы и падает из-за усталости зар€жающего.

“анковые пушки имеют широкую номенклатуру боеприпасов, предназначенных дл€ поражени€ как бронированных и защищЄнных целей, так и пехоты. ќсновные типы танковых боеприпасов следующие:

¬ последнее врем€ используютс€ и корректируемые снар€ды[47].

“ипичные танковые боеприпасы калибра 120 мм содержат в себе 4в7 кг бездымного пороха, обеспечива€ начальную скорость 800в1000 м/с дл€ калиберных снар€дов[48][49] и 1400в1800 м/с дл€ подкалиберных[50].

ѕулемЄт[править | править Ёнцикло-текст]

Ќа первых танках имелось сразу несколько пулемЄтов в установках с ограниченными углами в лобовой и бортовых част€х корпуса, чтобы компенсировать отсутствие башни с круговым обстрелом.

—овременные танки, как правило, имеют минимум два пулемЄта[51], один из которых спарен с пушкой, что позвол€ет вести из него точный эффективный огонь в любых услови€х, использу€ прицельные приспособлени€ пушки, другой установлен на башне и используетс€ в качестве зенитного (дл€ борьбы с вертолЄтами противника) и дл€ целеуказани€.

–акетное вооружение[править | править Ёнцикло-текст]

Ќесмотр€ на многочисленные попытки сконструировать чисто ракетный танкракетным вооружением вместо пушечного), широкого распространени€ они не получили. ≈динственный на сегодн€шний день танк с исключительно ракетным вооружением в советский »“-1 в был прин€т на вооружение в 1968 году, но дальше постройки малой серии дело не пошло. „исто ракетной в дальнейшем стали делать лишь более легкобронированную технику.

ќднако на некоторых танках ракетное вооружение используетс€ в качестве дополнительного к пушечному. ѕрактически одновременно в ———– и —Ўј были созданы ракеты, способные запускатьс€ из танковой пушки: в ———– в 9 112-1 « обра» дл€ “-64, в —Ўј в ѕ“”– «Ўиллела» дл€ танков M60A2. ќднако ѕ“”– «Ўиллела» не имела серьЄзных преимуществ по дальности перед обычными танковыми снар€дами, и поэтому совершенствование прицельных комплексов сделало еЄ ненужной. —оветские же инженеры смогли практически вдвое увеличить дальность «танковых ракет», сделав их грозным оружием против любой современной техники. Ёта система получила развитие и в дальнейшем.

ƒругое вооружение[править | править Ёнцикло-текст]

Ќекоторые модели танков имеют установленные автоматические миномЄты (примен€ющиес€ не только дл€ навесной стрельбы, но и дл€ разбрасывани€ противопехотных мин).

¬о врем€ ¬торой мировой войны, а также некоторое врем€ после, на танки устанавливались огнемЄты. ќни могли быть как основным оружием (располагались на месте главного оруди€, т. н. огнемЄтный танк), так и вспомогательным (находитьс€ на месте пулемЄта).

ѕредполагаетс€, что перспективные модели танков будут вооружатьс€ лазерным оружием, способным поражать сетчатку глаза. ќднако такое оружие запрещено международными конвенци€ми.

“актика применени€[править | править Ёнцикло-текст]

“анки способны выполн€ть достаточно широкий круг военных задач, однако основными област€ми их применени€ €вл€ютс€ непосредственна€ поддержка пехоты, противотанковые операции и развитие прорывов. »менно последнее применение танков наиболее эффективно в танковые соединени€ ввод€тс€ в область, где прорвана оборона противника, и благодар€ сочетанию своей высокой мобильности, огневой мощи и значительной автономности могут продвигатьс€ вглубь занимаемой противником территории, перереза€ пути снабжени€, разруша€ объекты военной инфраструктуры, уничтожа€ штабы и узлы св€зи, блокиру€ узловые элементы (такие как развилки дорог). ¬ благопри€тных услови€х танковые соединени€ могут совершить окружение противника (именно тактике глубоких танковых клиньев, идеологом которой был √ейнц √удериан, “ретий рейх об€зан своими быстрыми победами в первой стадии ¬торой мировой войны, т. н. блицкригами)[52][53].

ќднако, несмотр€ на высокую универсальность танка и его высокие боевые возможности, танк не может выполнить любую задачу. Ќапример, при сражени€х в стесненных услови€х (на городских улицах, в горной местности) танк может действовать исключительно при плотной поддержке мотострелковых войск (пехоты). »з-за тактически неправильного боевого применени€ танковые войска в начале первой „еченской кампании понесли значительные потери в технике и личном составе[54]. “акже танк плохо противостоит угрозе с воздуха.

ѕерспективы развити€[править | править Ёнцикло-текст]

“анковые войска были и остаютс€[55] основной ударной силой в наземных операци€х. Ќаилучшее сочетание подвижности, защищЄнности и огневой мощи позвол€ет им решать широкий спектр задач. ¬сЄ это означает, что танковые войска не только не отомрут в обозримом будущем, но и будут активно развиватьс€[56]. ћожно предположить следующие направлени€ совершенствовани€ танков:

—овершенствование вооружени€
ѕомимо планируемого перехода на мощные пушки калибра 140 мм и более (это ближайша€ перспектива), ведутс€ перспективные разработки электромагнитных и электротермохимических пушек, позвол€ющих достичь начальной скорости снар€да в 4000в5000 м/с, что значительно повысит бронебойность снар€да и дальность поражени€ цели (особенно пр€мой наводкой). ѕушки такого калибра, возможно, потребуют перехода от унитарных боеприпасов к боеприпасам раздельного зар€жани€. “акже в будущем возможно создание танков оснащенных различным лучевым или импульсным энергетическим оружием. Ѕудут по€вл€тьс€ всЄ более совершенные системы наведени€ и обнаружени€ и управлени€ огнЄм.
—овершенствование защиты
«десь тенденци€ не только к совершенствованию состава пассивной брони, но и, в первую очередь, к улучшению систем динамической и активной защиты, возможно по€вление электрической брони (см. выше), а также создание технологического задела дл€ создани€ в будущем полноценных энергетических полевых щитов. јктивно будут развиватьс€ различные системы постановки помех, оптико-электронного подавлени€ и других средств, позвол€ющих боротьс€ с высокоточным оружием.
—овершенствование компоновочной схемы
¬ насто€щее врем€ конструкторы практически исчерпали резерв совершенствовани€ классической компоновочной схемы. ѕредлагаютс€ различные новые конструктивные схемы, например, с разбитием танка на изолированные боевой отсек и отсек управлени€[57], двухсоставной танк и т. п. “акже в качестве возможной альтернативы гусеничной ходовой части предлагаетс€ шагающий ход.
—овершенствование системы управлени€ в бою
“анки будущего на поле бо€ будут св€заны при помощи компьютерных сетей, что позволит улучшить тактику их применени€[58].

—м. также[править | править Ёнцикло-текст]

—сылки[править | править Ёнцикло-текст]


ѕримечани€[править | править Ёнцикло-текст]

  1. вС ё. —пасибухов. ќсновной боевой танк Strv-103 // “анкомастер. в ћосква: “ехника в молодЄжи, 2000. в вДЦ 2. в —. 32.
  2. вС ћ. Ѕар€тинский. —редние и основные танки зарубежных стран („асть 2). в ћосква: ћоделист-конструктор, 2002. в 32 с. в (Ѕронеколлекци€ вДЦ 2 (41) / 2002). в 4500 экз.
  3. вС ¬ уникальном шведском танке Strv-103 дл€ наводки пушки используетс€ поворот и наклон корпуса с помощью регулируемой гидропневматической подвески. Ќа первых танках пушка устанавливалась в спонсонах по бортам корпуса.
  4. вС »стори€ развити€ и создани€ боевых бронемашин (недоступна€ ссылка в истори€копи€)
  5. вС »горь Ўмелев. »стори€ танка (1916в1996) // “ехника в молодЄжи. в ћ., 1996. в —. 5в11.
  6. вС «Ћохань» в бронированное чудовище во врем€ наступлени€ лезет в окопы –исунок и текст из «¬сеобщего русского календар€ на 1918 г.»
  7. вС 1 2 3 4 5 ”роки танкостроени€. ѕервое поколение танков —овременное машиностроение
  8. вС јвстро-венгерские штурмовые формировани€ периода первой мировой войны »стори€ государства √абсбургов
  9. вС ѕервые танки: путь в тупик Ќезависимое военное обозрение.
  10. вС –усский тип танка www.waronline.org
  11. вС Ѕой танков с танками ѕодполковник √.  лейн (¬оениздат Ќ ќ ———–, 1942)
  12. вС 15 сент€бр€ в истории newsinfo.ru
  13. вС ћостовенко ¬. ƒ. “анки в ћ.: ¬оениздат, 1958, 208 с., сс. 35 в 38
  14. вС „ертежи боевых машин ¬. ƒ. ћенделеева сохранились в архивах: –√¬»ј в ф. 803, оп. 4, вДЦ 27 и –јЌ в ф. 739, оп. 2, вДЦ 89
  15. вС ’ол€вский, 2004, с. 235.
  16. вС ѕерва€ мирова€ война
  17. вС 1 2 в » танки наши быстры
  18. вС Ќа фотографии видно, что дл€ вторжении в Ќормандию в 1944 году эти танки были оборудованы двум€ шноркел€ми. ќдин дл€ воздухозаборника, другой дл€ выхлопа.
  19. вС Ѕронетанкова€ техника Ёнциклопеди€  ругосвет
  20. вС Ѕронетанковый ленд-лиз в ———– в годы ¬торой мировой войны
  21. вС Ѕроне-сайт „обитка ¬асили€
  22. вС 1 2 ќсновной танк “-64 Ѕронемастер (недоступна€ ссылка)
  23. вС “-62 поставки за границу
  24. вС 1 2 ќсновной боевой танк “-80 ћузей техники (недоступна€ ссылка)
  25. вС “еори€ и истори€ развити€ компоновки танка
  26. вС 1 2 ќсновной боевой танк «ќплот» ’арактеристики защиты «’ Ѕћ им. ј. ј. ћорозова»
  27. вС ƒизель или газова€ турбина в спор продолжаетс€ ¬оенно-исторический форум (недоступна€ ссылка)
  28. вС The WorldвЩs Best Tanks. в 1999.
  29. вС „то лучше дизел€? Ќезависимое военное обозрение
  30. вС “ехника и вооружение. в 2005. в вДЦ 4.
  31. вС JaneвЩs Armour and Artillery. в 2003в2004.
  32. вС Military Vehicles Forecast. в Forecast International/DMS, 2003.
  33. вС JaneвЩs International Defense Review. в February 2005.
  34. вС Ѕудущее за дизельными танками ¬оенно-промышленный курьер (недоступна€ ссылка)
  35. вС JaneвЩs Armour and Artillery. в 2004в2005.
  36. вС ѕервые проекты «ћоделист-конструктор» вДЦ 7 за 1990 год
  37. вС —тали и сплавы с цветными металлами “угоплавкие сплавы
  38. вС ѕротивокумул€тивный экран Ѕронетанкова€ энциклопеди€
  39. вС Ћинкоры танковых атак ћоделист-конструктор
  40. вС Super Bainite в перфорированна€ брон€ от британских учЄных Ќаука 21 век
  41. вС 1 2 “анку ѕ“”– не страшен в активна€ защита танков ¬оенный парад 1997 сент€брь в окт€брь
  42. вС  омплексы активной защиты танков √”ѕ  Ѕѕ (недоступна€ ссылка)
  43. вС ¬строенный комплекс динамической защиты (¬ƒ«) типа « онтакт-5» (ƒ« второго поколени€) Ќ»» —тали (недоступна€ ссылка)
  44. вС ѕротивотанковый ракетный комплекс 9 115-2 «ћетис-ћ» »нформационна€ система в –акетна€ техника
  45. вС јмериканский ѕ“–  «ƒжавелин»
  46. вС Ѕрон€ танка будущего в перспективы развити€ бронезащиты —таль и огонь: современные и перспективные танки
  47. вС «адумчивое оружие в корректируемые снар€ды ѕопул€рна€ механика (недоступна€ ссылка)
  48. вС 125mm APERS and Special Rounds
  49. вС 125mm HEAT-FS Rounds
  50. вС 125-мм бронебойные подкалиберные боеприпасы
  51. вС ¬ооружение и боеприпасы ќЅ“ и Ѕћѕ некоторых зарубежных стран ¬оенное дело
  52. вС √ейнц √удериан испытывал синдром Ќаполеона (недоступна€ ссылка)
  53. вС Ѕлицкриг как технологи€ войны ѕопул€рна€ механика (недоступна€ ссылка)
  54. вС “анки. √розный.  ак это было —таль и огонь: —овременные и перспективные танки
  55. вС »нтервью с √лавнокомандующим —ухопутными войсками –‘ Ѕолдыревым ¬ладимиром јнатольевичем √азета «¬оенно-промышленный курьер»
  56. вС »меют ли танки будущее? —таль и огонь: современные и перспективные танки
  57. вС “-95 —таль и огонь: современные и перспективные танки
  58. вС –азработка основных боевых танков четвЄртого поколени€ за рубежом —таль и огонь: современные и перспективные танки